Противопожарные правила разорят земледельцев Зауралья

В Курганской области могут быть выведены из оборота тысячи гектаров плодородных земель, примыкающих к лесу. Компенсация за потерю пашни не предусмотрена.

Напомним, с 1 марта владельцы земель, прилегающих к лесу, обязаны заботиться о противопожарной безопасности. Это касается органов власти, сельхозпредприятий, крестьянских хозяйств, предпринимателей, дачников, огородников - всех, кто живет или работает рядом с зелеными массивами. Как только сойдет снег, они должны очистить от сухой травы, соломы, валежника, мусора и других горючих материалов полосу шириной не менее 10 метров. Или отделить лес от своей территории противопожарным барьером шириной не менее полуметра. Кроме того, следить за своим участком до самой осени, пока не пойдут дожди или не выпадет новый снег. За нарушение правил предусмотрены значительные штрафы: для граждан до 3000 рублей, для юрлиц - до 200 тысяч, а в условиях особого противопожарного режима - до полумиллиона.

Как оказалось, в Зауралье далеко не все собственники и арендаторы земельных участков готовы выполнить требования. Так, у сельсоветов и районных администраций просто нет тракторов, чтобы опахать территорию, примыкающую к лесу. В ситуацию вмешался комитет по аграрной политике и природным ресурсам областной Думы. Многие из депутатов, кстати, сами являются руководителями хозяйств.

- Чтобы создать 10-метровую зону или хотя бы полуметровую минерализованную полосу, мы должны вывести из оборота порядка 70 гектаров пашни, купить два трактора МТЗ, два плуга и все лето вспахивать эти полосы, - говорит председатель комитета  Владимир Остапенко, гендиректор сельхозпредприятия из Юргамышского района. - Земля у нас находится в аренде, мы платим за нее собственнику. Кто возместит хозяйству эти затраты? Кроме того, когда хлеб начинает созревать, нива сама по себе уже является пожароопасной. Что в этом случае делать? Выкашивать?

Леса государственные, доходы от их аренды и штрафы уходят в федеральный и региональный бюджеты. Муниципалитетам ничего не перепадает, а организацию разделительных полос возложили на них

По словам Остапенко, многие главы хозяйств между собой толкуют: мол, проще сразу отказаться от мелкополосицы - полей по 1,5-2 гектара, чтобы не контактировать с лесом. Вот только в результате в масштабе области из оборота будут выведены тысячи гектаров плодородной пашни. По словам аграриев, ни одно хозяйство не использует технику, которая способна пропахать полоску шириной полметра: обычные плуги минимум четырехметровые. То есть для вспашки противопожарных полос нужна специальная техника. А это новые затраты. Руководители сельхозпредприятий и фермеры не понимают, почему всю работу по организации разделительных полос взвалили на них, а лесопользователи, в аренде у которых 95 процентов лесного фонда Курганской области, в этом не участвуют. По идее, в первую очередь именно они заинтересованы в том, чтобы их лес не сгорел.

- Лесопользователь обязан выполнять противопожарные мероприятия в лесу, а со стороны участков, примыкающих к нему, такая обязанность возложена на собственника земли или того, кто ею распоряжается, - пояснил начальник управления лесного хозяйства региона Виктор Банников.

Между тем напряжение чувствуется и в муниципалитетах, в собственности которых значительная часть примыкающих к лесу земель. Председатель правления ассоциации "Совет муниципальных образований Курганской области" Валерий Яковлев рассказал, что только в одном возглавляемом им Варгашинском районе нужно опахать лес по периметру 5714 километров. Это расстояние до Москвы и обратно. 2300 километров закреплено за арендаторами земель, небольшая часть - за сельскими поселениями, а остальное - за районом. Ни техники, ни средств, чтобы арендовать тракторы, у муниципалитетов, особенно у сельсоветов, нет.

Ситуация по меньшей мере странная: леса государственные, доходы от их аренды, штрафы за нарушение противопожарного режима уходят в федеральный и региональный бюджеты, муниципалитетам ничего не перепадает, а организацию разделительных полос возложили на них.

- Я понимаю, что эту работу делать нужно, но прежде следует определиться с источниками финансирования, внести изменения в региональный бюджет и хоть по минимуму выделить средства муниципалитетам, - предлагает Валерий Яковлев.

Кроме финансирования есть еще одна до сих пор не урегулированная проблема. Несмотря на то что в новых правилах нет привязки к границам земель, а речь идет только о лесе, вопрос межевания стоит очень остро. По данным регионального управления Росреестра, в Зауралье поставлены на учет и зарегистрированы в едином госреестре недвижимости (ЕГРН) 617 земельных участков, относящихся к категории земель лесного фонда, общей площадью около 1,8 миллиона гектаров. Из них только на 530 участков (168,6 тысячи гектаров, или 9,4 процента общей площади лесного фонда области) имеются сведения, полностью соответствующие требованиям закона "О государственном кадастре недвижимости". А установленные границы лесных массивов есть только на территории Каргапольского района, в других муниципальных образованиях леса не отмежеваны и сведений об их границах в ЕГРН нет. В таком случае с кого брать штраф и кто будет отвечать, если не дай бог случится пожар?

И еще один момент: в новых правилах нет понятия земель, есть только один термин - лес. А лес, как известно, это некий массив, поросший деревьями и кустарниками. Если исходить из этих определений, то за последние годы в Курганской области многие заброшенные поля заросли и превратились в лес. Где проводить границу? А еще есть федеральные участки, земли министерства обороны…

Только в одном Варгашинском районе нужно опахать лес по периметру 5714 километров. Это расстояние до Москвы и обратно. Ни техники, ни средств, чтобы арендовать тракторы, у муниципалитетов нет

Чиновники областного департамента АПК солидарны с аграриями и нашли противоречия в федеральном законодательстве. Например, согласно правилам охраны труда в сельском хозяйстве перед созреванием зерновых культур поля в местах их близкого расположения к лесным и торфяным массивам, степной полосе, автомобильным и железным дорогам должны быть окошены и опаханы полосой шириной не менее четырех метров. А по новым правилам пожарной безопасности, как мы уже упоминали, ширина минерализованной полосы должна быть 0,5 метра. Фермер должен выполнять за свой счет требования и госинспектора по труду, и сотрудника МЧС?

- Аграрии задают абсолютно законные вопросы, что им делать, выводить из оборота пашню или требовать компенсацию? - говорит первый заместитель губернатора, директор департамента АПК Курганской области Сергей Пугин. - Компенсация правилами пожарной безопасности не предусмотрена. А вывести из оборота землю - значит снизить финансовый результат, что не позволит в том числе обеспечить и противопожарные мероприятия.

По мнению вице-губернатора, сельхозпроизводители вообще находятся в очень невыгодном положении: им приходится обеспечивать противопожарную безопасность, проезд по дорогам, помогать органам местного самоуправления с землями, которые используются населением для сенокоса и выпаса скота, и решить еще много вопросов.

Вместе с тем законы нужно выполнять. По опыту прошлых лет, в середине мая уже будет объявлен пожароопасный сезон. К этому времени полосы, примыкающие к лесам, должны быть очищены.

мнение

Андрей Лушников, руководитель управления Россельхознадзора по Курганской области:

- Основная угроза пожаров исходит не от сельхозпроизводителей. В области 487 тысяч гектаров земель сельхозназначения, которые не обрабатываются - вот где основная угроза. Нерадивых собственников трудно призвать к ответу. По закону только через три года после выявления неиспользуемого участка можно обратиться в суд и ставить вопрос о его изъятии. За это время там все что угодно произойдет. Ответственности никакой нет. Решить эту проблему помог бы региональный закон о плодородии и рациональном отношении к землям сельхозназначения. Проект уже второй год лежит на согласовании. В нем прописан ряд требований, в том числе и по обеспечению пожарной безопасности земель, которые не обрабатываются. Собственников нужно заставить проводить минерализацию по периметру своих участков. Под угрозой ведь не только лес, но и жилые поселки.