Бортко - "актерский" режиссер. В этот раз на поиски главной героини ушло много времени: она должна была быть очень сильной личностью. В итоге лучшим вариантом оказалась Аня Чиповская. Такая же ситуация сложилась с Дмитрием Певцовым и Алексеем Чадовым. Мария Миронова и Александр Лыков были выбраны без проб...
- Фильм ничем не отличается от того, что я делал раньше, - рассказал режиссер. - Я очень люблю актеров, они меня не очень. Мне важно, что у героя внутри. Что внутри у Петра Первого, Тараса Бульбы. Мы тринадцать лет ждали этот фильм. Сценарий был написан в 2004 году. Мне хотелось рассказать о сильном женском характере, как нелегко женщине жить в окружении слабых мужчин. Я родился в первой половине прошлого века. Для меня мужчина должен отвечать за свою женщину, а наш герой скрывается за бумажкой, договором...
- Я пришел в картину со своим видением роли, отличным от видения Владимира Владимировича. Кино - это искусство режиссерское, но я гнул свою линию. Когда понял, что все закончится "третьей мировой", отступил, но продолжал партизанить... Если вам что-то не понравится в фильме, знайте: это я испортил, - пошутил Дмитрий Певцов.
Действие происходит в центре Санкт-Петербурга. Бортко показывает не только старые улицы Петроградской стороны, в которых еще сохранились коммунальные квартиры, но и дорогие дома на Мойке напротив мемориальной квартиры Пушкина, почти у Зимнего дворца. Город у Бортко - мистический.
Образ квартиры, в которой проживает молодая интеллигентная семья, создал художник-постановщик Дмитрий Малич абсолютно с нуля. Нужно было отобразить, что герой Алексея Чадова - ученый, китаист, профессор, но в то же время современный человек. Персонаж Дмитрия Певцова из совершенно другого мира, и для него подбирались соответствующие интерьеры. Основное действие фильма происходит осенью, что диктовало цветовую гамму кадра и атмосферу: дождик, лужи и старинный прекрасный центр Петербурга. Город - один из главных образов картины. Питер меняется вместе с чувствами героев.
- Многие натурные сцены практически документальны. Например, эпизод встречи с китайцами на Дворцовой площади: мы снимали автобус с настоящими китайскими туристами, приехавшими на экскурсию в Эрмитаж. Алексей Чадов говорил с ними на родном языке, а они даже не подозревали, что идут съемки и Алексей - не гид, а актер. Проход главных героев по Невскому проспекту снимали в час пик, и люди даже не замечали, что вместе с ними идут Чиповская и Чадов. Самые сложные сцены в фильме эротические, потому что важно было показать нахлынувшую страсть. Ключ к решению эротических сцен нашелся в творчестве Огюста Родена. Музыку к фильму написал Максим Дунаевский. Мне нужна была красивая мелодия, - пояснил режиссер.