Об инициативе ввести усиленный контроль за будущими ЕТО рассказал замруководителя ФАС Виталий Королев на конференции "Ведомостей" "Будущее централизованного теплоснабжения в России". Он также предложил ввести для ЕТО ответственность за неоднократное нарушение правил, однако каким оно будет, еще обсуждается. Вероятно, может быть принято решение о возможности лишать компанию статуса ЕТО. В основе всего этого будет лежать принцип "тариф в обмен на эффективность".
Эти изменения предлагаются ко второму чтению в Госдуме законопроекта, подготовленного Минэнерго, о модификации условий ценообразования тарифа на тепло. В документе, предложенном к первому чтению, предполагалось, что муниципалитет сможет выбрать - сохранить нынешнюю систему расчета, при которой тариф регулируется на местном уровне, или перейти на установление предельного уровня цены. Суть в том, что если построить "альтернативную котельную" и "питаться" от нее дешевле, чем от централизованной системы теплоснабжения, значит, тариф на тепло завышен и его надо заморозить. Если, наоборот, это дороже, то тариф бы постепенно поднимали до уровня "альтернативной котельной" под надзором органов власти.
Ко второму чтению у парламентариев возникло много вопросов. По словам главы комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, депутатов волновало, как именно будут рассчитывать предельную цену и не будут ли снижены уровни ответственности ЕТО и контроля за ней. Сейчас парламентарии "расставляют последние запятые" вместе с минэнерго и минэкономразвития, пояснил замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, не раскрыв подробности. Известно только, что в начале февраля были поддержаны поправки ко второму чтению, позволяющие устанавливать цены ниже цены "альтернативной котельной", которые будут работать по такому же принципу: ниже можно, выше нельзя. Важно, что муниципалитет сможет вообще отказаться от введения этой системы.
В любом случае, рынку требуются новые условия работы, так как в разных регионах тариф на тепло отличается в три раза, подчеркнул Королев. Энергетики к законопроекту относятся благосклонно, полагая, что если речь идет о безотлагательных инвестициях, то терпящим бедствие муниципалитетам это поможет. В то же время они оговариваются: чтобы перейти на новую модель, нужны долгосрочные правила игры и понимание, как на длительном промежутке времени будет вести себя потребитель. Это крайне важно, так как рынку для повышения энергоэффективности необходимы инвестиции в размере более четырех триллионов рублей. Законопроект поможет привлечь примерно каждый четвертый рубль в городах с населением более миллиона человек.