Как будет выглядеть одежда будущего

В Москве в рамках Российской недели моды второй раз (первый был осенью прошлого года) прошла конференция Fashion Futurum - "Будущее моды". На нее съехались люди, которые имеют отношение к профессиональной индустрии по всему миру.

Гуру промышленного дизайна Карим Рашид, чей приезд был "гвоздем программы", прочитал лекцию "Будущее дизайна. Мода включена", в которой рассказал, что не стоит задерживаться в "аналоговой" эре, пора переходить в "цифровую" - 21-й век на дворе.

Он остроумно шутил по поводу того, что мужчины до сих пор носят костюмы с пуговицами на рукавах - а в свое время их пришивали, чтобы военные не утирали рукавами нос. Про высокие каблуки дизайнер выдвинул теорию, что их придумали мужчины, дабы поработить женщин. Согласно философии Рашида, одежда должна быть современной и удобной. Так, например, он считает, что скоро не будут на одежду пришивать карманы. А зачем? Если попасть в любое помещение, рассчитаться в магазине и прочее можно будет лишь по отпечатку пальца. Обозреватель "РГ" заинтересовалась, что же еще мы будем носить в недалеком будущем.

1. Умные вещи

Дэвид Монтейт - директор направления Fashion&Apparel, Flextronics (США) отвечает на своей работе за фэшн-инжиниринг (сочетание модных и инженерных разработок) и технологическую разработку продуктов для таких брендов, как Ralph Lauren, Nike, Fossil и других. Он рассказывает о том, что для нас уже в принципе не новость, а именно - о футболках и брюках, которые измеряют пульс, давление, скорость движения, количество шагов. О вещах, которые обеспечивают людям (например, дорожным рабочим или детям) подсветку в темное время суток или контролируют тело во время сна. О суперуниформе, что разрабатывалась для олимпийцев. А также говорит о том, что уже в недалеком будущем мы будем гордиться, что, скажем, какую-то вещь для нас сшил робот ("мы уйдем от выкроек").

"Сейчас все эти разработки дороги. Но чем больше их запускается, тем дешевле они становятся", - говорит Дэвид и обозначает главную проблему "умных вещей" - некуда прятать батарейку, размер которой зависит от количества функций одежды. Чем умнее футболка, тем больше пластиковый модуль для батарейки. То же самое в умных часах и украшениях. Можно спрятать батарейку в бижутерии, но куда ее деть в классических сережках или кольцах из драгоценных металлов, как расположить, чтобы была по центру? Еще одна проблема умной одежды - это стирка.

"Если бы не существовало стиральных машин, все пошло бы быстрее, - смеется Дэвид. - Стирка и сушка вещи агрессивные. Если пользоваться стиральными машинами - защитный модуль должен быть надежнее, чем самая качественная электроника".

Кстати, во время этой сессии представитель Сколково рассказал обозревателю "РГ", что наши специалисты сейчас разрабатывают технологию, которая будет очищать вещи с помощью опыления и очищения. Таким образом, проблема стирки решится сама собой.

2. Интеллектуальные ткани

С ними та же проблема, что и с умными вещами. Как сделать ткань способную самоочищаться? Как стирать, если в ткани "спрятан" солнечный элемент? Сейчас в тканях используются нанотехнологии - ученые работают над проблемой контроля запаха тела. И поскольку проходит Год экологии, нельзя не сказать, что разработчики применяют новое дизайнерское мышление, предоставляя брендам возможность производить экологичную продукцию. Об этом рассказала управляющий директор и основатель итальянской C.L.A.S.S. Eco Textile Library Джузи Беттони.

Это платформа, на базе которой ведется работа по внедрению экологических ценностей нового поколения в модную индустрию. Вы знаете, что полиэстер делается из переработанных пластиковых бутылок? Спросить модницу - хотела бы она носить на себе бутылки, что ответит? А в платье из полиэстера будет ходить сколько угодно. Люди же, которые занимаются переработкой, используют пластик, который был предназначен для перевозки продуктов питания. Он чистый и безопасный. Шерсть, например, можно перерабатывать до семи раз. А потом изготавливать из шерстяной ткани такое пальто, которое можно носить и зимой, и осенью, и весной. Потому что используется технология сохранения тепла.

В современных умных тканях используют красители без вредных веществ. Мы только начинаем открывать для себя свойства таких материалов. Например, влагонепроницаемость. Все уже знают Gortex и обувь из него - незаменимая вещь. Умные кроссовки умеют "дышать", потому что материал, из которого они сделаны, позволяет ногам не "задохнуться". Или, например, Джузи Бетттони показала слушателям новый материал Roica, который может сильно растягиваться. Эту разработку решили использовать для нижнего белья. Продажи начнутся в 2019 году.

3. Одежда для людей с ограниченными возможностями

Вот тут привлекают внимание - российские разработки. Например, тканевая полость с подогревом для "колясочников". Если ноги парализованы, то им недостает тепла. В ткань введены специальные датчики - они обогревают. Россияне также представили одежду, которая меняет цвет в зависимости от настроения. Ее расцветка связана с теплом, которое выделяет наше тело. Такие наряды способны и поднять настроение любому, кто их надевает, и привлечь внимание. Людям с ограниченными возможностями уже сегодня также есть возможность вживить специальный чип, и они в виртуальной и дополненной реальности будут видеть, например, как движется их рука, если она отсутствует. Для них в первую очередь подойдут и автономные роботы-помощники, и виртуальные примерочные.

53 процента людей приобретают продукты после того, как пробуют виртуальную реальность

4. Виртуальная и дополненная реальность

Эксперт по виртуальной и дополненной реальности, основатель Altamira NYC из США Крейг Аренд в своем выступлении сказал, что вводить себе под кожу чип или инъекцию, которая переносит в виртуальную реальность, он не будет. Согласен разве что на очки и линзы. При этом он ссылался на слова Рэя Курцвейла - главы футуристического отдела Google  - о том, что в 30-е годы людям смогут водить наночипы и управлять их нервной системой. Можно будет включать VR (виртуальную реальность) и выключать, например.

Но пока этого нет - Крейг просто показывал ролики - например, похода в супермаркет. Надеваешь шлем и ходишь по магазину - прикасаешься специальным устройством к интересующему тебя товару, и тут же перед тобой все его характеристики. Тем же устройством, напоминающим маленькие грабли, забрасываешь его в свою корзину и идешь дальше. Можно включить специальные фильтры, чтобы попасть в нужный отдел. После того, как "сделаешь покупки", снимаешь шлем и ждешь доставку. То же самое касается и одежды. Так, сидя в Москве, мы немного "прошлись" по магазинам знаменитой нью-йоркской Пятой авеню, слушая разъяснения эксперта: "VR становится одним из главных инструментов маркетинга, когда она эмоционально вовлекает, позволяет нам присутствовать здесь и сейчас, то не имеет себе равных в создании эмоциональных образов. И, если потребитель уже "прикоснулся" к товару, скорее всего, он его купит".

5. Пришел, увидел и купил

Технологию see now by now, название которой можно перевести, как "смотришь сейчас и покупаешь сейчас", дизайнеры уже используют вовсю. Сейчас не обязательно присутствовать на показе лично. Как и ходить в магазин. Как все происходит? Модельер создает новую коллекцию. Затем в интернете, скажем,в социальной сети, создает группу, мероприятие и приглашает желающих на показ. Прийти можно и виртуально. Потому что идет онлайн-трансляция происходящего. Как только зрителю нравится какая-то модель, и он видит себя в ней, то нажимает кнопку на гаджете и делает заказ.

Шесть недель уходит, к примеру, у фирмы Zara на создание коллекции

Через некоторое время - вещь у него. Вопрос лишь в цене. И в сроках изготовления. Если, например, женщина в Грозном захочет платье из коллекции Айшат Кадыровой, которая демонстрировалась в этот раз на Неделе Моды, нужно понимать, что такие вещи дорогие и коллекция - капсульная, то есть каждое платье сделано чуть ли не в единственном экземпляре. Но кутюрье высокого класса эту технологию пока не используют. По крайней мере, у нас. А вот  дизайнер Игорь Чапурин - у которого также есть вещи от кутюр, разработал например коллекцию для известной марки Finn Flare. Также - капсульную, но весьма пригодную для новой технологии. Вот такого рода вещи - например, пальто-куртка, которую в помещении можно просто сбросить за спину, и она будет держаться на специальных лямочках, было бы хорошо быстро заказать прямо у подиума. Таким образом, коллекция быстро распродается и можно работать над новой.

Кстати

Для нас уже не новость, что обувь и платья можно печатать на 3D принтере. Но на нем же можно изготавливать и косметику для себя. Например, потребитель заходит на сайт косметической фирмы, выбирает, скажем, тени для век того оттенка, который необходим, заказывает - получает сигнал на свой 3D принтер и просто распечатывает их. Такие технологии уже используют, в частности, в Японии. Дело за малым - сделать так, чтобы 3D принтер был в каждом доме и отеле. А уже одежду, аксессуары и косметику напечатать - это быстро! Можно даже не брать с собой в путешествие чемоданы. Все необходимое каждый сможет создать себе сам, не выходя из гостиничного номера.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"