В России крайне удивлены позицией турецких коллег, поскольку в течение последних шести месяцев обе стороны заявляли о необходимости нормализовать двусторонние торговые отношения, говорится в официальном заявлении главы Минсельхоза России Александра Ткачева, опубликованном на сайте ведомства. Как пояснили "РГ" в министерстве, с российской стороны проделана большая работа по снятию ограничений. Был разрешен импорт из Турции цитрусовых, лука, капусты, гвоздики и других товаров. Более того, в дальнейшем планировалось, что будут сняты барьеры и по другим значимым для Турции видам продукции.
Однако действия Турции ставят под сомнение искренность ее намерений. "Мы не приемлем и отвергаем попытки оказать давление на Россию с тем, чтобы открыть доступ турецкой сельхозпродукции на российский рынок по тем чувствительным направлениям, где в последние годы активно развивается российское производство", - отмечается в заявлении российского ведомства.
К тому же обходные варианты есть. Например, в короткие сроки можно переориентировать поставки нашей продукции в другие регионы мира. К тому же мировая конъюнктура вполне благоприятна, учитывая, что спрос на продукты только растет, а вместе с ним и цены.
Как отмечается в заявлении минсельхоза, политика поддержки отечественного производителя будет продолжена, "особенно по чувствительным направлениям". Обеспечить полную продовольственную безопасность страны планируется в ближайшие 5-7 лет.
Вчера МИД Турции снова заявил о необходимости полного снятия всех ограничений в торговле между нашими странами. В интервью ТАСС официальный спикер министерства Хюсейин Мюфтюоглу заявил: в нынешней ситуации неправильно видеть попытки шантажа. Здесь важен диалог и постоянный поиск компромисса, считают опрошенные "РГ" эксперты.
"По-моему, компромисс должен быть найден в ближайшее время, тем более что это в интересах обеих сторон, - считает президент Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП) Сергей Балан. - Минсельхоз с минэкономразвития делают все возможное". Напомним, именно НАЭСП обратилась к государству с просьбой принять "энергичные меры" для решения проблем нашего экспорта зерна в Турцию.
"В нынешней ситуации, с одной стороны, страдают наши зерновые экспортеры, - говорит Сергей Балан. - Если в прошлом году мы поставили в Турцию свыше 3 миллионов тонн зерна, то в этом успели отправить всего около 2 миллионов тонн. То есть 1 миллион тонн остался пока невостребованным". Конечно, можно найти и другие рынки сбыта, но такие вопросы не решаются сиюминутно, поэтому потери для наших экспортеров неизбежны. А какие именно, будет зависеть от того, насколько быстро получится решить ситуацию.
"С другой стороны, вводя ограничения, турки могут навредить сами себе, - продолжает эксперт. - Практически вся турецкая мукомольная промышленность заточена под российскую пшеницу и работает в надежде на бесперебойные поставки. Запасов зерна на этих предприятиях уже нет". Так что в этом споре позиции Турции выглядят слабее.
Здесь показателен опыт Египта, который в сентябре прошлого года притормозил поставки зерна из России из-за найденной спорыньи. В результате цены на мировом рынке выросли. Египет тогда снял ограничения, но покупка зерна для него подорожала, причем довольно значительно.