Из-за нехватки школ 55 тысяч подмосковных детей учатся во вторую смену. Ликвидацией вечерних занятий власти озаботились еще три года назад - тогда в регионе работала 321 школа с двухсменным графиком. Сейчас таких уже 261. Дефицит мест частично удалось ликвидировать строительством 30 новых школ, частично - за счет пристроек и рационального использования помещений. Но количество школьников прибывает такими темпами, за которыми пристройками не угнаться: за три года в области стало на 115 тысяч школьников больше. Чтобы не усугублять дефицит, власти к 2020 году планируют построить 230 учебных заведений. И тогда к 1 сентября 2021 года в Подмосковье не останется ни одного второсменника.
Определили, что строительство 123 школ профинансирует бюджет, еще 107 достанутся инвесторам. Но еще на этапе планирования возникла проблема: муниципалитеты предоставляли под новые школы настолько разнокалиберные участки, что под каждый участок нужно было искать свои проектные решения. И тогда решили собирать школы из блоков-модулей - примерно так, как дети строят дома из "Лего". "Это дает возможность компоновать модули будущей школы в зависимости от особенностей земельного участка", - говорит начальник Главного управления архитектуры и градостроительства области Владислав Гордиенко.
Но как бы ни расположились блоки на участке, неизменной основой нового школьного проектирования остается условие: модули начальной школы и старшего звена должны быть отделены друг от друга общешкольными помещениями. И у каждого из них будет своя входная группа с раздевалками, чтобы малыши со старшеклассниками не встречались на входе, а попасть, например, в спортзал можно было прямо с улицы. Такая планировка позволит использовать общешкольные помещения автономно от всех остальных. И по вечерам, когда школа закрывается, ее спортивные и танцевальные залы могут быть отданы для занятий жителям близлежащих домов. И людям удобно, и школе дополнительный приработок. Кстати, в блоке у младшеклассников будет отдельный спортзал с оборудованием, которое соответствует их возрасту.
Внутреннее наполнение модулей зависит от конкретных потребностей каждого учебного заведения. Например, детские классы легко объединяются с зоной отдыха, превращаясь в подобие многокомнатной квартиры, и школьники, остающиеся на продленку, могут учиться и отдыхать в одном обособленном помещении. Классы для старшего звена по такому же принципу объединяются с лаборантскими помещениями или техническими мастерскими. "Проектные решения позволяют нестандартно расположить парты, допустим, по периметру комнаты", - раскрывает секреты проектирования главный архитектор Подмосковья Михаил Хайкин. А в общешкольном блоке можно сделать один огромный нестандартный спортзал, способный принять на урок физкультуры сразу два класса, а можно - обычный спортзал и отдельный зал для танцев, разведя по разным помещениям тех, кто после уроков будет играть в волейбол, с теми, кто предпочитает балет.