23.03.2017 12:18
    Рубрика:

    В Уфе прошла премьера фильма Радика Кудоярова о японском художнике

    История о японском художнике заставила уфимцев ценить собственную культуру
    Премьера фильма "Итику Кубота. Завещание мастера" режиссера Радика Кудоярова, которая состоялась в уфимском кинотеатре "Родина" в рамках "Лаборатории политического кино", вызвала неожиданную реакцию публики.

    Рассказанная в ней история, вроде бы далекая от нашей жизни: спасение уникальной коллекции кимоно, созданной японским художником по текстилю Итику Куботой, оказалась созвучной уфимцам.

    Итику Кубота известен как человек, возродивший древнее искусство окрашивания ткани цудзигахана на основе собственного модернизированного стиля. Симбиоз этих техник он назвал Итику цудзигахана, присоединив к традиционному термину свое имя, за что его критиковали.

    Секрет древнего искусства был утерян много веков назад, но Кубота мечтал проникнуть в ее суть с юности. И преуспел в этом, как ни странно, в Сибири, куда его сослали вместе с другими военнопленными после поражения Японии во Второй мировой войне. Вглядываясь в закаты и морозные узоры на стекле, слушая "дыхание природы", Кубота понял, как это можно передать на ткани.

    Сибирскую часть жизни художника Радик Кудояров снял в родной Башкирии. Роль молодого художника исполнил студент Уфимского института искусств Фанис Каримов, которому с помощью грима придали удивительное сходство с японцем.

    Итику Кубота создал коллекцию из 80 кимоно, на которых отразилась вся красота мира. Она размещалась в созданном им музее. Но после смерти художника в 2003 году музей стал испытывать трудности и коллекцию по частям уже собирались продавать на мировых аукционах. И продали бы, если бы не российский меценат, выкупивший ее целиком и подаривший Японии. Благородный поступок высоко оценили в Японии. Об этом в фильме рассказали два бывших премьер-министра страны.

    Политолог Сергей Лаврентьев отметил, что российские меценаты всегда первыми покупали самое дорогое, что продавалось в мире. Благодаря чему мы имеем Пушкинский музей или Эрмитаж.

    С ним не согласился другой политолог - Рустем Латыпов: почему не самая бедная восточная страна не приобрела коллекцию сама? На что их коллега Габдулла Хамитов ответил: там, видимо, также действует принцип "нет пророка в своем отечестве".

    - Как сторонники старых традиций, японцы не сумели поймать вибрации, которые уловил Итику Кубота, - считает он. - Мир постоянно движется и меняется, а мастер поймал моменты этих изменений и стал рисовать несколько иначе. Проведу параллель с башкирской культурой. Когда я раньше смотрел наши национальные орнаменты или женские украшения в Национальном музее, то не видел в них ничего особенного. Сейчас я смотрю иначе и понимаю, почему их надо сохранять и беречь. Они хранят в себе вибрации эпох.

    Такого же мнения придерживается декан художественно-графического факультета Башгоспедуниверситета Талгат Масалимов. Уж ему, как никому другому, известно, что значит возрождать традиции. Несколько лет назад, преодолевая сопротивление по всем фронтам, именно он вывел войлок из разряда ремесла на уровень настоящего искусства. Недаром профессор загорелся идеей показать фильм и организовать встречу студентов и мастеров войлока с режиссером на своем факультете.

    Радик Кудояров уверен: на такое восприятие, несомненно, повлияла личность героя. Кстати, "Завещание мастера" - единственный в мире фильм о жизни и творчестве японского художника.