К моменту своего ареста Сергей Зиринов считался успешным предпринимателем, третий созыв заседал в парламенте Кубани, был спонсором многих мероприятий. Но как выяснилось, в свободное от депутатства время он занимался отъемом земли и бизнеса на Черноморском побережье Кубани, не гнушаясь, как подтвердил и суд, организацией убийств неугодных людей. В числе его покровителей, как утверждают, был небезызвестный Дед Хасан - вор в законе Аслан Усоян, считавшийся при жизни одним из лидеров криминального мира России.
Зиринов без труда перевел под свой контроль значительную часть курортного бизнеса - гостиницы, магазины, рестораны и аквапарки. Причем многие предприятия носили название "ВАН", что расшифровывалось в его кругу как "Вся Анапа наша". Курортная недвижимость с помощью мошеннических схем и молчаливого согласия местных чиновников доставалась ему легко и ненакладно. Несогласных по приказу Зиринова запугивали, а тех, кто начинал активно сопротивляться, - уничтожали физически. В их числе оказался и Николай Нестеренко, открыто выступавший против передачи в частные руки городских парков и скверов, застройки берегов речки и песчаных дюн. Терпение у Зиринова лопнуло, и он, судя по материалам уголовного дела, распорядился убрать с дороги строптивого казака. При покушении на Нестеренко погиб его водитель, а сам казак был тяжело ранен. Но выжил.
Зиринова и членов возглавляемой им ОПГ, свыше десяти лет безнаказанно орудовавшей на популярном федеральном курорте, взяли под стражу вскоре после покушения на Нестеренко. Несмотря на его арест, многие не верили, что это дело, если и дойдет до суда, будет рассмотрено объективно. Генеральной прокуратуре РФ пришлось добиваться изменения подсудности. В результате ходатайства надзорного ведомства Верховный Суд РФ не только изъял дело из судов Краснодарского края и передал на рассмотрение в другой регион (Ростовскую область), но и поручил рассматривать его Северо-Кавказскому окружному военному суду.
Слушания там проходили на фоне массированной атаки на Нестеренко, развернувшейся в соцсетях, в федеральной и региональной прессе. Партнеры и покровители "авторитетного предпринимателя" не жалели средств на черную краску. Дошло до того, что авторы ряда публикаций "теневым хозяином Анапы" представляли уже не Зиринова, а... Нестеренко. Однако присяжные поверили не домыслам, а неопровержимым уликам, признав главаря банды виновным по всем статьям предъявленного обвинения. 11 октября прошлого года суд приговорил Зиринова к 22 годам колонии строгого режима.
А буквально на следующий день под уголовную статью попал уже сам 67-летний Нестеренко. В санатории города Кисловодска, где пожилой человек лечился, его задержали и препроводили под конвоем в Краснодар как особо опасного преступника.
Как только об этом узнали в Анапе, в городе сразу заговорили, что "кошевого атамана заказали люди Зиринова". И якобы за это "нужным людям" были заплачены огромные деньги. Можно было расценить все эти разговоры как досужие домыслы, если бы не странности, скажем мягко, его уголовного дела. Газета уже писала об этом ("РГ" - "Дело Зиринова на свободе?" от 26.10.2016 и "Атаман на заклание" от 15.12.2016).
Простой вопрос: что послужило поводом для возбуждения уголовного дела? Выясняется, что поводом послужил, обратите внимание, "рапорт старшего следователя по особо важным делам второго следственного управления Главного управления по расследованию особо важных дел СК РФ полковника юстиции Миниахметова Р. М.". Правда, нам так и не удалось узнать, по какому поводу делал проверку полковник и как он "обнаружил в действиях Нестеренко Н. Д. признаки преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ". Однако точно знаем, что 12 октября 2016 года в 14 часов 20 минут другой следователь по особо важным делам и также второго отдела по расследованию особо важных дел (только в Краснодарском крае) капитан юстиции Финоженко П. В. возбудил уголовное дело в отношении Нестеренко, в деяниях которого усмотрел признаки преступлении, предусмотренные ч. 4 ст. 159 УК РФ. Тут же он принял дело к своему производству и приступил к расследованию.
Отчего же так возбудились "особо важные" следователи, что решили запрятать казака за решетку? Он что - террорист, убийца, криминальный авторитет, казнокрад, умыкнувший из казны сотни миллионов или, и того хуже, миллиарды?..
Оказывается, "важняки" инкриминируют Нестеренко присвоение 22 соток земли сельхозназначения, выкупленных в собственность у муниципалитета на основании решения краевого суда, вступившего в законную силу еще в 2014 году. Но по образному стилю следователей это звучит так: "По предварительному сговору с группой неустановленных лиц, во исполнение своего преступного замысла... действуя путем обмана, создавая перед судом видимость правомерности своих исковых требований, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя наступление общественно опасных последствий в виде неправомерного приобретения права собственности на земельный участок, принадлежащий муниципальному образованию город-курорт Анапа..." Просто песня! Небезызвестный Чонкин Владимира Войновича отдыхает.
Но а по сути? Спустя 2,5 года следователи обвиняют Нестеренко в мошенничестве в особо крупном размере, а также в фальсификации доказательств по гражданскому делу. Допустим, это так. Но тогда в сговоре с ним были местные чиновники, которые оформляли документы, и судьи, которые выносили решения в пользу Нестеренко по липовым документам. Почему их отнесли в разряд "неустановленных лиц"? Так трудно "особо важным" следователям поднять документы и увидеть фамилии? Ведь тот, кто хоть однажды столкнулся с оформлением земли в администрации или со спорными вопросами в суде, навсегда запомнит, какое внимание там обращают на документы. Или у "важняков" цель - "успешно раскрытое дело"?
Да, оно к тому же из разряда "особо опасных". Возможно, поэтому вплоть до передачи материалов уголовного дела в суд следователи упорно отказывались от комментариев, несмотря на большой общественный резонанс всей этой, прямо скажем, весьма странной истории. Примечательно, что сначала следствие оценило материальный ущерб городу-курорту в 1,5 миллиона рублей, а потом увеличило эту сумму до трех миллионов. Странно, почему не до 30?
А если быть ближе к земле? Причиненный ущерб при кадастровой стоимости участка на время его продажи, по оценке специалистов, составляет 17 тысяч рублей. А согласно выданной риелторским агентством справке, цена земельных участков сельхозназначения в этом районе (окраина поселка Сукко под Анапой) сегодня составляет 200 тысяч рублей за гектар. В данном случае напомним, речь идет о 22 сотках земли. К тому же не на берегу моря. Более того, она непригодна даже под дачную застройку из-за двух обременений (зоны отчуждения ЛЭП и автомобильной дороги).
Да и сама суть предъявленного обвинения, по мнению юристов, абсурдна. Мошенничество - это хищение, совершенное путем обмана или злоупотребления доверием. Нестеренко обвиняют в нарушении процедуры получения прав на землю: он якобы предварительно не обратился в администрацию Анапы, а сразу подал в суд. Но ведь нарушение процедуры, даже если оно действительно было (защита утверждает, что это не так), ни на что не повлияло. Вот если бы Нестеренко вдруг решил подделать документы, дающие ему право на спорную землю (например, удостоверение ветерана ВОВ, справки о том, что он отец многодетной семьи и т. д.),- тогда да, он мошенник. А так, считают юристы, все обвинение высосано, что называется, из пальца и носит явно заказной характер.
Мы не защищаем Нестеренко. Суд, надеемся, во всем разберется. Если не Анапский, то Верховный РФ. Но не можем не ска- зать еще о некоторых странностях данного дела.
Уголовное дело против Нестеренко уже возбуждено. Но тут до "особо важных" следователей доходит, что Нестеренко действовал на основании решения краевого суда, давно вступившего в законную силу. Казус! Тогда как из табакерки выскакивает жалоба заместителя главы Анапы Олега Костенко, в которой он просит отменить то решение суда в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. А именно: постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Нестеренко. И хотя только приговор может служить основанием для отмены решения суда, коллегия краевого суда закрыла на это глаза и удовлетворила заявленное ходатайство чиновника.
Спрашивается, почему мэрия Анапы, если она действительно была недовольна, еще тогда, в 2014 году, не оспорила судебный вердикт, дающий Нестеренко право на приобретение 22 соток земли сельхозназначения?
Корреспондент "РГ" пыталась выяснить эти вопросы у Олега Костенко, однако безуспешно. Впрочем, оно и понятно, что тут скажешь. Приезжая в Анапу, всякий раз замечаешь: то ели вырубили на Пионерском проспекте и теперь тут гостиница и кафе, то на месте пионерского лагеря выросли новостройки, то видишь коттеджи, выходящие прямо на знаменитые песчаные пляжи...
На эту тему мы разговариваем с атаманом городского казачьего общества Сергеем Бурлуцким.
- По этим безобразиям я не раз обращался с заявлениями к правоохранителям, - рубит рукой атаман. - Аффилированным с Зириновым структурам удалось прибрать к рукам 12 гектаров особо охраняемых территорий в историческом центре Анапы с расположенными на них парками. Против этого боролся Нестеренко, за что и поплатился. Атаман сделал много хорошего для города, и люди это прекрасно знают.
Кстати, смотрю ответы, которые показывает мне Сергей Бурлуцкий, и вижу, что в возбуждении уголовных дел отказывает знакомый уже "особо важный" следователь" Финоженко П. В.
- Дело Нестеренко непростое, - считает атаман Бурлуцкий. - Наиболее активной части горожан демонстрируют показательную жестокость: мол, вот что будет с каждым, кто выступит против нас. Ведь зириновское хозяйство работает, принося своим владельцам огромные прибыли. А кто среди них? Думаю, догадаться нетрудно...
Видимо, по иронии судьбы уголовное дело Нестеренко передано в Анапский городской суд. Именно здесь выносились в пользу Зиринова все решения о приобретении муниципального имущества города Анапы. А председатель этого суда Андрей Фомин, выступая на процессе по делу Зиринова в Ростове-на-Дону, воспевал его как мецената, уважаемого в Анапе человека, удачливого бизнесмена, готового всегда помогать людям. Его показания зафиксированы в одном из томов "дела Зиринова", которое сейчас готовится для передачи в Верховный Суд РФ - по апелляционным жалобам фигурантов этого дела, в том числе самого Зиринова.
Кстати, Андрей Фомин в настоящее время назначен председателем Анапского районного суда. Примечательно, что перед уходом обязанности председателя городского суда были возложены на судью Елену Кравцову, вместе с которой Фомин в свое время трудился еще в прокуратуре города Новороссийска. Именно Кравцова приняла к своему производству скандальное дело кошевого атамана Нестеренко.
Заметим, что больной Нестеренко, оказавшись за решеткой, попал практически в пыточные условия. Но он продолжает стойко держаться и на судьбу не сетует. Николай Нестеренко вину не признает, заявив на суде, что дело сфальсифицировано. О том, что думает по поводу случившегося, передал через своего адвоката: "Первая попытка физической расправы надо мной по заказу предводителя анапской мафии Зиринова в феврале 2013 года не удалась. Я выжил. Теперь избран способ более изощренный. Причем цель преследуется двоякая: меня хотят окончательно "уконтрапупить" на радость анапской мафии и "дело зириновское" развалить. Ведь стоит мне как свидетелю-потерпевшему хотя бы частично изменить показания, как Верховный Суд отменит вердикт суда присяжных. А там суды-пересуды, условно-досрочное освобождение лет через пяток - и Зиринов на свободе. Вот уж радость: еще раз всем показали, кто в доме хозяин. Не дождутся. Казаки - люди не из пугливых..."
11 октября минувшего года Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону на основе обвинительного вердикта присяжных вынес приговор фигурантам одного из самых резонансных уголовных процессов за последние годы на юге России - так называемой "банды Зиринова".
Это процесс был непростым с самого начала: начиная с личностей подсудимых, среди которых были известные в регионе люди, вплоть до экс-депутата парламента Краснодарского края, и заканчивая зачастую накаленной атмосферой самих судебных заседаний, в результате чего судье пришлось даже отстранить от участия в их работе одного из известных московских адвокатов. Некоторые из обвиняемых периодически жаловались на здоровье и ходатайствовали об изменении меры пресечения на домашний арест, но медицинские документы из СИЗО, предоставляемые Федеральной службой исполнения наказаний, говорили об обратном. При этом громкое дело о заказных убийствах рассматривала коллегия присяжных заседателей.
Как установили сотрудники Главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета России, житель Анапы Сергей Зиринов создал ОПГ еще в 1999 году. Действовала банда до середины 2012 года. Доказано, что она совершила четыре убийства и два покушения на убийство известных в Краснодарском крае предпринимателей, а также заместителя атамана городского казачьего общества Анапы Николая Нестеренко.
Прокурор требовал для Зиринова 25 лет лишения свободы. В итоге судья приговорил его к 22 годам тюрьмы. Его подельники - Эдуард Паладьян, как и Карник Асланян, получили 16 лет исправительной колонии строгого режима, Анастас Тильгеров - на год меньше. Всего члены банды во главе со своим главарем проведут в местах лишения свободы 69 лет.
Как сообщили в пресс-службе суда, в настоящее время по жалобе подсудимых материалы уголовного дела готовятся для передачи в ВС РФ.