23.03.2017 00:20
    Поделиться

    "РГ"-советы: Как не разочароваться при покупке товаров в интернете

    Роспотребнадзор рекомендует: как не разочароваться, покупая товары в Интернете
    Роспотребнадзор подготовил несколько простых советов для любителей покупать по Интернету. А их становится все больше: сегодня уже каждый десятый городской житель хотя бы раз в неделю делает такие покупки, а раз в месяц дистанционно покупает половина горожан.

    Шаг 1. Нужный вам товар найден на сайте незнакомого интернет-магазина. Как себя обезопасить?

    Отзывы - наше все. Солидные магазины обычно поддерживают на своих сайтах форумы с отзывами покупателей не "отфильтровывая", сохраняя объективность и не удаляя отрицательные мнения. Если отзывы сплошь восторженные, - стоит насторожиться. Возможно, что негатив удаляется и просто не попадает на форум.

    В сети можно найти и специальные сайты-"отзовики". Читая мнения других покупателей, обращайте внимание не только на оценку самого товара, но и на описание работы продавца - был ли доставлен товар в срок, легко ли было его вернуть.

    Шаг 2. Добросовестный интернет-магазин никогда не прячет информацию о себе.

    На сайте указываются:

    - наименование продавца (либо ФИО, если продавец - индивидуальный предприниматель);

    - адрес (место нахождения);

    - электронная почта, контактные телефоны, сервисные центры.

    На что обратить внимание:

    Если магазин принимает банковские карты - это хороший признак, мошенники предпочитают, когда с ними расплачиваются наличными.

    Можно проверить доменное имя магазина, ведь ресурс может быть зарегистрирован на частное лицо (private person).

    Шаг 3. Изучаем качество товара, продавец обязан раскрыть основные сведения о нем.

    Место изготовления, цена, срок службы, годности и гарантийный срок - все это должно быть доступно покупателю еще до оформления покупки. Необходимые потребительские свойства у каждой группы товаров свои: покупаете одежду, обувь - проверьте качество материала (из натуральной кожи туфли или искусственной, каков состав ткани платья - 100%-ная синтетика или вполне комфортная "смесовка"). Совсем другие требования у бытовой техники и электронных устройств. Если остаются вопросы, недостающую информацию продавец (курьер) обязан предоставить уже при доставке.

    Шаг 4. Слишком низкая цена - повод для подозрений.

    Купить шубу из натуральной рыси за 60 тыс. рублей нельзя, просто по определению. Но предложения такие в Интернете встречаются. Не покупайте в таких случаях "кота в мешке", оплачивая заказ еще до доставки. Только - "наличными курьеру", и никак иначе.

    Сравните цену на товар у других продавцов.

    Посмотрите описание и фото товара на официальном сайте производителя: возможно, продавец выдает "серое" за "белое".

    Вы имеете право вскрыть упаковку при курьере, убедиться в комплектности, качестве, соответствии вещи заказанной, наличие инструкции на русском языке (если речь идет о технике).

    Шаг 5. Прежде чем оплачивать выбранный товар, проверьте еще раз.

    Убедитесь, что к оплате выставлена цена, указанная при презентации товара (иногда "на старте" продавец предлагает скидки, бонусы в виде бесплатной доставки и т.д., но в процессе оформления заказа эти преференции необъяснимым образом теряются и исчезают).

    Еще раз уточните срок доставки, проверьте ее стоимость.

    Шаг 6. Товар заказан (а иногда и оплачен), заказ подтвержден. Как долго ждать доставки?

    Срок доставки определяется с момента оформления заказа (то есть заключения договора о купле-продаже).

    Если срок доставки нигде не указан, продавец, по закону, должен передать его покупателю "в разумные сроки".

    Что такое "разумный срок" - решает сам покупатель. Если он считает, что срок истек, он направляет уведомление об этом продавцу, и у того теперь есть только 7 дней для выполнения заказа.

    Шаг 7. Как действовать при доставке товара?

    В момент доставки требуйте демонстрации товара. Вы вправе убедиться, что купили именно то, что заказывали. Если товар не тот, вы не обязаны его оплачивать.

    60 процентов на такую величину вырос в России объем торговли через Интернет в прошлом году

    Изучите акт, который вам предлагают подписать при получении. Если в нем есть пункт "претензий к качеству не имею", но потребительские свойства товара вы еще не опробовали, впишите в акт фразу "товар оценивался только по внешнему виду".

    Опрос

    Плюсы и минусы дистанционной торговли

    Главные достоинства покупки в Интернете - экономия времени и удобство. Так считают более половины участников опроса, проведенного РОЦИТ. При этом 69% респондентов отметили, что, покупая в Интернете, можно рассчитывать найти тот же товар дешевле, а 58% отмечают, что находили нужную вещь, отсутствующую в обычных магазинах. Что касается рисков, 90% опрошенных отметили, что главный недостаток - невозможность увидеть, потрогать и примерить товар до покупки. Каждый второй жаловался на долгую доставку. А 40% респондентов считают, что в сети много мошеннических магазинов. Главное опасение - деньги возьмут, а товар не доставят, или он будет низкого качества.

    Компетентно

    Анна Попова, руководитель Роспотребнадзора:

    Сегодня больше 60% жалоб в Роспотребнадзор приходится на всевозможные услуги. Меняется и сама форма услуги - все чаще мы заказываем такси, покупаем тур, выбираем одежду и учим иностранные языки дистанционно через Интернет. Очевидно, что трансграничная торговля, электронная коммерция требуют совершенно новых механизмов защиты потребителей и сотрудничества между странами. Объективные данные независимых исследований глобального рынка электронной коммерции показывают удивительные цифры - постоянный рост почти на 20% за последние три года. В России в 2015 году внутренний рынок электронной торговли вырос почти на 20%, а в 2016 - более чем на 60%. Производители и поставщики услуг многих стран начинают осваивать уникальные модели работы без посредников, предпочитая иметь дело непосредственно с потребителем, находя своего клиента во Всемирной сети. Европейская ассоциация интернет-торговли делает прогноз, что к 2025 году 20% всей международной торговли будет составлять розничная посылочная торговля.

    Вопрос ребром

    Товар получен, курьер уехал. А покупатель вдруг понял, что погорячился с покупкой и она ему не нужна. Можно ли товар вернуть?

    В России по правилам дистанционной продажи любой покупатель через Интернет имеет право вернуть товар в течение 7 дней с момента его передачи, если сохранены товарный вид и потребительские свойства. Однако при этом вы теряете стоимость доставки - она не возмещается. Основная же сумма должна быть возвращена в течение 10 дней после уведомления об отказе от покупки.

    Товар использовался какое-то время, а потом испортился до истечения гарантийного срока. Что делать?

    Покупатель вправе потребовать соразмерного уменьшения цены товара, его замены или возврата уплаченной за товар суммы. При возврате товара расходы по его доставке несет продавец. Именно поэтому при оформлении заказа важно было уточнить гарантийный срок. Если же такой срок не установлен, закон предусматривает, что требования покупателем могут быть заявлены в "разумный срок"не превышающий 2 лет.

    Как не потерять деньги?

    Оплата банковской картой в интернет-магазине - это быстро и удобно. Но и рискованно. Финансовые мошенники охотятся за данными карты, чтобы "увести" с нее деньги. Поэтому простой способ обезопасить себя: не использовать так называемые зарплатные (дебитовые) карты для расчетов в магазинах и оплаты интернет-покупок. Завести для этих целей отдельную карту, на которой будет лишь ограниченная сумма денег. Еще один совет: используйте услугу СМС-уведомлений банка о совершенных по карте операциях. Можно также установить суточный лимит на все виды совершаемых по карте операций.

    Поделиться