Безнадежно зловещим выглядит комментарий к разыгравшейся возле парламента трагедии главы МИД Британии Бориса Джонсона. Он предположил, что нынешний теракт - далеко не последнее нападение на лондонский парламент, а все что остается людям - верить, что "ценности страны одержат верх над идеями, которые пропагандирует терроризм".
Но страшная правда лондонской истории заключается в том, что британские власти еще несколько лет назад заявляли о неизбежности теракта на Альбионе. Впрочем, будет неверным утверждать, что страна ничего не делала для своей безопасности. В прошлом году правительство увеличило численность спецслужб на 1,9 тысячи человек, нарастив финансирование сил специального назначения. Принимались меры по усилению авиабезопасности. Тем не менее занимавший в то время пост премьера Дэвид Кэмерон не скрывал от соотечественников: теракты, подобные тем, что происходили в Европе, могут случиться и в Британии. С не менее драматичным прогнозом выступили представители контртеррористических структур США, Британии и Франции. Их неназванные представители объявили, что существующие системы сбора данных не позволяют вычислять террористов одиночек и предотвращать массовые убийства.
А в том, что нападение на британский парламент совершил преступник-одиночка, полиция не сомневается. Что касается его личности, то в четверг вечером в этом вопросе появилась ясность. Скотленд-Ярд выяснил имя террориста. Им оказался 52-летний уроженец английского графства Кент Халид Масуд. Он был известен сотрудникам правоохранительных органов: c середины 80-х годов его не раз судили по статьям "нападение", "причинение тяжких телесных повреждений", "владение оружием" и "нарушение общественного порядка". "О террористе знали. Его личность была известна полиции и МИ-5 (службе контрразведки). Он родился в Британии и несколько лет назад попал под подозрение в связи с экстремистской деятельностью", - заявила премьер Тереза Мэй, выступая в Палате общин. Однако, как объяснила она, преступник был "периферийной фигурой" и в итоге не стал объектом пристального внимания со стороны полиции. "Его дело относится к прошлому. "У нас не было разведданных о его намерениях или замыслах", - признала Мэй. Всего по этому делу задержано восемь человек, однако, обвинение никому не предъявлено.
По данным газеты The Times, на момент нападения внутри и снаружи парламента действовали жесткие меры безопасности, включающие присутствие многочисленных вооруженных патрулей. Даже общественные места для сидения в этом районе, объяснило издание, были разработаны так, чтобы выдержать взрыв заминированных грузовиков или тяжелые автомобили. Почему тогда преступник успел ранить 40 человек и убить четверых, прежде чем его ликвидировали полицейские. Представители спецслужб уже начали каяться в интервью местным СМИ на условиях анонимности: "Вокруг Уайтхолла много мер безопасности, но со зданием парламента очень трудно. Его нельзя полностью закрыть, люди входят и выходят постоянно".
С еще одной "шпилькой" в адрес британских спецслужб выступила The Wall Street Journal. Издание подсчитало, что только за последний год в Европе произошло минимум два громких теракта с использованием транспорта. И напоминает об опубликованном ДАИШ (запрещена в РФ) руководстве по осуществлению терактов, где подробно описано нападение с применением автомобиля и ножа, аналогичное тому, что было совершено в Лондоне. Тем не менее британские спецслужбы только теперь, как пишут СМИ, задумались о дополнительных мерах безопасности на мостах и дорогах.
Была ли "спонтанная пробоина в английской модели безопасности", как назвала совершенный теракт в Лондоне итальянская La Repubblica, только результатом случайного стечения обстоятельств и недосмотра со стороны полиции? Или у нее все же есть закулисная политическая составляющая? Трудно не заметить, что нынешняя атака на Вестминстер оказалась на руку премьеру Терезе Мэй. Парламент Шотландии, планировавший 22 марта провести голосование о проведении второго референдума по вопросу независимости региона от Британии, отложил дискуссии в связи с трагическими событиями в Лондоне. В свою очередь, у главы британского правительства теперь появились дополнительные аргументы в пользу правоты "брексита" и сопутствующего ему ужесточения миграционной политики.
В четверг президент Владимир Путин выразил соболезнования премьеру Терезе Мэй в связи с трагическими событиями в Лондоне. Как сообщила пресс-служба Кремля, глава российского государства вновь обратил внимание на необходимость "реального объединения усилий всех членов мирового сообщества для противостояния террористической угрозе".
По данным немецкой Die Zeit, только во Франции живет не менее 15 тысяч человек, которых спецслужбы считают потенциальными террористами. Все программы, применяемые властями для их "дерадикализации", потерпели крах, а новых концепций не появилось. В четверг вечером полиция бельгийского Антверпена задержала водителя машины, въехавшего в толпу людей находившихся в пешеходной зоне в центре города. Местные власти расценили его действия, как попытку теракта. По данным бельгийской полиции водитель находился в состоянии опьянения. В его машине были найдены несколько единиц оружия, в частности, охотничье ружье. Задержанный - выходец из Туниса с французским гражданством.
Среди пострадавших от наезда внедорожника на Вестминстерском мосту были французские школьники. Как подтвердил представитель МИД Франции Ромэн Надаль, "трое учеников лицея Святого Иосифа в Конкарно, участвовавшие в поездке в Лондон, пострадали". Подростков доставили в госпиталь Лондона в критическом состоянии. Издание французской коммуны Конкарно Le Telegramme уточняет, что поездка в Лондон была организована лицеем и в ней приняли участие 92 ученика. В момент атаки часть школьников находилась на мосту. Внедорожник врезался в толпу. От удара один из подростков упал на капот машины, получив меньшие травмы. У двоих других серьезные переломы. "Это по-настоящему ужасно, - приводит французская газета слова ученицы лицея Святого Иосифа Хлои, которая осталась в Конкарно, но поддерживала связь со своими друзьями, отправившимися в Лондон. - Я говорила по телефону с подругой, которая видела все случившееся. Она плакала и была в шоке". Другие ученики лицея подтвердили, что все французские школьники из туристической группы испытывают невероятный страх и хотят как можно быстрее вернуться домой. Тем временем, как рассказал мэр Конкарно Андрэ Фиделен, семьи троих пострадавших учеников были доставлены на военном самолете из Франции в Лондон. Родителей остальных школьников из туристической группы администрация лицея держит в курсе происходящего.
Подготовила Анна Федякина