В Киргизии занялись подготовкой к введению ОСАГО

В министерстве внутренних дел Киргизии фактически началась подготовка к введению в республике закона об обязательном страховании автомобильного транспорта (ОСАГО). И хотя новые требования к владельцам машин вступят в силу только в 2019 году, в ведомстве уже разрабатывают законопроекты о внесении изменений в правила дорожного движения.

Пока предложения МВД, как объяснили корреспонденту "РГ" в Главном управлении патрульной милиции (ГУПМ), касаются не всех водителей, а только тех, кто официально занимается перевозкой пассажиров и опасных грузов. Речь идет о том, какие документы должны быть предоставлены по требованию сотрудника правоохранительных органов после остановки автотранспортного средства.

Сегодня, согласно действующим правилам, для проверки передаются права соответствующей категории, технический паспорт машины, квитанция, подтверждающая оплату транспортного налога. Также, если водитель осуществляет деятельность по перевозке пассажиров или грузов, - свидетельство о госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя или соответствующий патент. В отдельных случаях - путевой лист. В министерстве предлагают дополнить этот список полисом по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика опасных грузов или пассажиров. Кроме того, в правила дорожного движения, по инициативе МВД, необходимо внести запрет на эксплуатацию и выпуск на маршрут транспортных средств, владельцы которых не заключили договор обязательного страхования.

- Прямого отношения к известному всем ОСАГО предложенный законопроект как таковой не имеет, - поясняет начальник управления ГУПМ Нур Сатыбалдиев. - Законы об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков опасных грузов и пассажиров были приняты еще в 2008 году. Вот только они не исполняются. В том числе и потому, что до сих пор нет мер воздействия на недобросовестных владельцев автотранспортных средств, задействованных, к примеру, в перевозке пассажиров - тех же микроавтобусов, такси. Были случаи, когда водители "бусиков" становились виновниками ДТП, но взыскать с них деньги за ущерб не удавалось.

По словам Нура Сатыбалдиева, когда изменения одобрят, сотрудники патрульной милиции смогут на законных основаниях отправлять автомобили таких нарушителей на штрафную стоянку.

Как отмечают в ГУПМ, несмотря на то что законопроект не имеет прямого отношения к ОСАГО, его можно считать своеобразной репетицией к введению последнего. Кампания по всеобщему обязательному страхованию автотранспорта начнется с февраля 2019 года. "Как раз есть время, чтобы выяснить, является ли обязанность водителя предоставлять полис милиционерам эффективным способом борьбы с теми, кто не желает страховать свое транспортное средство", - говорят в ГУПМ.

Закон об ОСАГО в КР, напомним, должен был вступить в силу еще в феврале 2016-го. Необходимость введения страхования движимого имущества объясняли ежегодным увеличением количества автотранспортных средств, снижением уровня культуры вождения и ухудшением состояния дорог. По данным Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком КР, в совокупности все это приводит к росту дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут тысячи людей, а десятки тысяч получают ранения различной степени тяжести.

- В действующем гражданском законодательстве имеются положения об ответственности, которую несут владельцы автотранспортных средств, но отсутствуют рычаги воздействия на виновников дорожно-транспортных происшествий, причинивших вред третьим лицам, и механизмы выплаты компенсаций потерпевшим. В итоге каждый участник дорожного движения оказывается в ситуации, когда виновник ДТП не имеет возможности возместить нанесенный ущерб, а потерпевший - получить компенсацию как от нарушителя, так и от государства. Обязательное страхование исправит эту несправедливость, - говорит член исполнительного совета Госфиннадзора КР Нурлан Байбосунов.

Предлагалось рассчитывать размер суммы страхового полиса следующим образом: базовая премия - чуть больше трех тысяч сомов - умножается на шесть коэффициентов, каждый из которых учитывает тот или иной показатель. К примеру, объем двигателя, возраст водителя, его стаж вождения, тип автотранспорта. Владельцам автомобилей обещали: средний тариф по ОСАГО в КР будет одним из самых низких среди стран Евразийского экономического союза. Автострахованием займутся восемь-десять частных компаний. Максимальная сумма выплат составит 550 тысяч сомов, из которых 150 тысяч можно получить в случае порчи имущества и по 200 - за полученные травмы и гибель в результате дорожно-транспортного происшествия.

Однако подавляющее большинство киргизстанцев восприняло закон об ОСАГО скептически. В результате депутаты парламента КР проголосовали за то, чтобы отложить внедрение обязательного автострахования в республике до февраля 2019 года.

Кстати

Количество автоаварий в Бишкеке в 2016 году снизилось в два раза по сравнению с 2015-м. Но при этом, по данным управления патрульной милиции ГУВД столицы, число погибших не изменилось и составило 90 человек.

Всего за прошедший год в городе зафиксировано 260432 нарушения правил дорожного движения. Наложены штрафы на 146 миллионов сомов, в судебные органы на рассмотрение направлены 3993 дела.

Тем временем

Застраховать своего "железного коня" по программе КАСКО в Киргизии сегодня можно на добровольной основе. Такую услугу предлагают частные компании. Как сообщили в одной из фирм, для этого необходимо предоставить водительские права и техпаспорт на машину. Автомобиль можно застраховать от дорожно-транспортных происшествий, пожаров, повреждения отскочившим или упавшим предметом, стихийных бедствий, угона или злоумышленных действий третьих лиц.

Тариф зависит от возраста и стоимости авто. В среднем страховка обойдется в 150-200 долларов в год. При этом ущерб будет возмещаться в рамках лимита в размере 3,5-4 тысячи долларов. Страховщики могут отказать в компенсации, если водитель был за рулем в нетрезвом состоянии либо грубо нарушил правила дорожного движения, в результате чего произошло ДТП.

В республике также действует и ДСАГО - добровольное страхование гражданской ответственности автовладельца, когда возмещают ущерб тому, кому владелец полиса причинил вред по своей вине.