Как под влиянием кризиса меняется потребительское поведение людей, наблюдают и социологи. Исследовательский центр "Ромир" сообщил, что на режим экономии перешло 90 процентов населения. Например, на продуктах питания экономят 43 человека из 100, при этом 23 процента стали меньше потреблять деликатесов. Согласно другому исследованию - его провел фонд "Общественное мнение" - 33 процента участников опроса теперь покупают продовольственные товары более дешевых марок, 25 процентов меньше тратят на еду, 22 процента исключили из своего рациона некоторые продукты, а 15 процентов реже захаживают в продуктовые магазины. Общий тренд: люди переходят на более дешевую еду, не обращая внимания на ее качество. В рационе питания среднего потребителя теперь доминируют хлеб, картофель и молочные товары, вытеснив овощи, рыбу, морепродукты и качественный алкоголь. Эксперты прогнозируют дальнейший сдвиг потребительских предпочтений в сторону круп, муки, масла, сезонных овощей и сахара. Из тех, кто экономит на продуктах, 24 процента покупают меньше мяса и птицы или выбирают более дешевые виды сыра и колбасы.
По данным ВЦИОМ, активней всех сокращают расходы пожилые люди (44 процента) и граждане с низкими доходами (42). Реже совершают покупки или совсем отказываются от приобретения тех или иных вещей и развлечений 35 процентов россиян. Треть населения (33 процента) уже начала или собирается выращивать больше овощей и фруктов на своем приусадебном участке. Столько же подыскивают более высокооплачиваемую работу или дополнительный источник дохода. Четверть опрошенных периодически берут в долг у знакомых, 20 процентов принимают безвозмездную помощь от близких, столько же получают кредит в банке. Самые непопулярные меры борьбы с кризисом - валютные накопления (9 процентов) и продажа ценного имущества (5).
Еще одна примета времени: наши граждане стали меньше отдыхать. В 2016 году от летнего отдыха отказалось рекордное число россиян. Такое решение, по данным "Левада-центра", приняли 26 процентов респондентов. Это самый высокий показатель с 2000 года.
Сегодня каждый четвертый россиянин (24 процента) оценивает материальное благосостояние семьи как "плохое". Негативно характеризуют свое экономическое положение 33 процента опрошенных. Но 48 процентов населения своей жизнью в целом довольны. По уровню оптимизма наши граждане - не чета итальянцам, французам и разным прочим шведам. Среднемировые показатели тут на порядок ниже российских. Например, в том, что их страна переживает экономический спад, уверены 63 процента жителей планеты, и лишь 18 процентов полагают, что этот спад вскоре удастся преодолеть.
Вера российского большинства в светлый завтрашний день не иссякает. Это вера людей, которым в общем-то нечего терять. Ресурсы оптимизма тут обратно пропорциональны личным ресурсам финансовым. Так, 72 процента граждан, опрошенных "Левада-центром", сообщили, что не имеют сбережений. На что же надежда? Как это водится, не на себя, а на власть и чудо, которое она способна сотворить.
Вообще счастье россиян не зависит от экономики. Об этом говорят и данные соцопросов. Российские граждане гордятся благополучием в семье, находят радость в детях и внуках, счастливы, поскольку в их жизни, как они сами считают, все удалось. Они видят счастье в интересной работе и здоровье - своим и близких.
И что уж точно не грозит российскому обществу, так это "консьюмеризм", "бездуховное потребление", от которых якобы страдает весь западный мир. За последний год физическое потребление непродовольственных товаров упало в России на 20 процентов. Экономить на одежде, обуви, электронике, парфюмерии начали более 40 процентов россиян. Большинство из них перешли на более дешевые товары или стали реже их приобретать. Впрочем, говорят, даже Билл Гейтс носит часы за 30 долларов. Но чтобы позволить себе такую роскошь, надо быть Биллом Гейтсом.