24.03.2017 20:25
    Поделиться

    Как живут оленеводы в тундре Ямала

    Салехард на два дня стал столицей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В четверг свыше полутысячи представителей аборигенов обсуждали свои насущные дела и проблемы на всероссийском форуме, а сегодня - уже на съезде - выбирали президента своей ассоциации. Пока в городе на Полярном круге шли дебаты, группа российских журналистов выбралась на вездеходах в лесотундру Приуральского района, заглянула в гости на стойбище трех семей оленеводов.

    Все они - близкие родственники, работники одного из агропредприятий (бывшего совхоза), все - в бригаде Василия Ного. В двух чумах живут пятеро мужчин и три женщины. У них шестеро детей: двое учатся в колледже, остальные - в школе-интернате. Завтра все большое семейство соберется в столице автономии на День оленевода, примет участие в гонках и других состязаниях. До Салехарда, благо, недалеко - около 40 километров. Но скоро Ного с 2,5 тысячами оленей снимутся с этого места, перекочуют на сотню километров в сторону Воркуты. Они, как и их далекие предки, перебираются на пастбища Полярного Урала.

    Каждый третий домашний олень планеты обитает на Ямале. Нет ни одного региона в мире, равного арктическому краю по количеству кочевников - их шестнадцать с половиной тысяч. Сын бригадира Александр собирается в армию, после службы он, скорее всего, вернется в тундру.

    - Когда учился в школе-интернате, всегда с нетерпением дожидался каникул, чтобы быть с родителями, дома. А дом наш большой, вольный - это северные просторы. В городе тесно, скучно. Настоящая жизнь здесь, - говорит Александр .

    Между тем

    На съезде Григорий Ледков (один из бывших ямальских хозяйственников, а ныне депутат Госдумы), бывший с 2013 года президентом ассоциации коренных малочисленных народов подтвердил свое лидерство: за продление его полномочий проголосовало почти 99 процентов делегатов.

    Поделиться