27.03.2017 21:06
    Поделиться

    Пианист Александр Каменский дал в блокадном Ленинграде 500 концертов

    Архив пианиста- блокадника подарили библиотеке
    Отдел рукописей РНБ постоянно прирастает новыми открытиями. "Депо манускриптов" (так называется научная конференция, ежегодно подводящая результаты этих открытий) обнародовало цифры: за минувший год поступило 1319 единиц хранения, все документы - дары на общую сумму два миллиона рублей. Из последних поступлений - архив музыканта Александра Каменского (1900-1952), переданный библиотеке в дар его падчерицей Надеждой Быковой.

    Единственный музыкант, концертирующий в блокадном Ленинграде, пианист Каменский дал в осажденном городе более 500 концертов. Он играл на призывных пунктах и вокзалах, на лучших концертных сценах и в прифронтовых агитбригадах.

    Однажды, вспоминал музыкант, ему пришлось давать концерт в Большом зале Ленинградской филармонии, где температура воздуха была минус три градуса. Публика сидела в пальто и шапках. Во фраке в зале был единственный человек - пианист за роялем. "Интересно, - вспоминал потом Александр Данилович, - что в течение всего концерта у меня были теплые руки". И музыка, утешавшая жителей блокадного города по радио, звучала по преимуществу в его исполнении.

    В те блокадные дни Каменскому приходилось играть на самых разных роялях. "Встречаются совсем охрипшие или безмерно крикливые", - вспоминал он. На некоторых с клавишей были сорваны костяные пластины, так что пианист рисковал занозить себе пальцы, но он не отказался ни от одного выступления. С 1942 года Каменскому пришлось жить в гримерке Александринского театра: его дом был разрушен прямым попаданием бомбы.

    Пианист Каменский играл на призывных пунктах и вокзалах, на лучших сценах и в прифронтовых агитбригадах

    Любопытно, что в юности, будучи уже выступающим пианистом, чью карьеру прервала гражданская война, он приехал учиться в Ростовскую консерваторию, чтобы получить высшее профессиональное образование. Его не приняли: экзаменаторы сказали, что педагогов, способных чем-то прирастить талант Каменского, у них в консерватории нет. Вместо учебы молодому музыканту предложили самому попреподавать в их учреждении и зачислили его на должность профессора. Однако в 1923 году Каменский все же вернулся в Петроград. Но и здесь в консерватории повторилась та же история. "Я могу только подготовить вас к выпускному экзамену", - сказал ему профессор Л.В. Николаев.

    Каменского называли лучшим интерпретатором современной музыки. Произведения Шостаковича и Прокофьева, Пуленка и Стравинского, Щербачева и Шимановского российские слушатели узнали и полюбили во многом благодаря именно его пианистическому дару. Он и сам сочинял музыку. Но главной любовью Каменского было концертное исполнительство. Однокашник Юдиной и Софроницкого, он мог бы прославиться не меньше своих товарищей, перебравшихся в Москву. Однако Каменский навсегда сохранил верность городу на Неве.

    Новые документы, которые представила на конференции научный сотрудник Российской национальной библиотеки Елена Михайлова, не только добавляют новые штрихи к биографии музыканта, но и содержат много информации о композиторах-современниках Каменского. Многие из них поддерживали с пианистом тесные отношения. Здесь есть автографы и новые нотные поступления, есть любопытные авторские замечания и аппликатура самого Каменского, например, к концертному парафразу Игоря Стравинского на фрагменты "Весны священной".

    Поделиться