Правда, совсем оставить без шансов российские бездетные семьи он не хочет. Запрет, по его представлению, должен быть введен не навсегда, а до тех пор, пока не будет выработан новый, комплексный подход к институту суррогатного материнства.
Пока же Беляков, врач по образованию и юрист с кандидатской степенью, вынужден констатировать, что "действующее законодательство не может в полной мере обеспечить и защитить права суррогатной матери, потенциальных родителей и ребенка". И это нередко приводит к трагическим последствиям.
Российская практика такова, "что оказание услуг суррогатного материнства производится на основании обычного гражданско-правового договора". Но в таком договоре, по словам сенатора, трудно прописать все возможные ситуации. Например, возможно ли расторжение договора, если ребенок родился с патологией или другие "нештатные ситуации". Или как поступить, если, родились близнецы и суррогатная мать требует оплаты сверх договоренной суммы.
Но это материальная сторона, а есть еще правовая. "Ребенок в младенческом возрасте имеет устойчивую психофизиологическую связь со своей матерью, и такая связь формируется уже на перинатальной стадии его развития. Прерывание этой связи влечет существенный стресс для ребенка и иные негативные для него последствия", - отмечает российский сенатор, ссылаясь на научные исследования зарубежных ученых и напоминая, что "о нарушении прав ребенка и недопустимости с этической точки зрения проведения программ суррогатного материнства неоднократно заявляли представители основных религиозных конфессий".
В том числе и по этой причине, по словам Белякова, "во многих зарубежных государствах суррогатное материнство полностью запрещено, а в иных введены очень жесткие ограничения". В то же время в России "осуществление услуг суррогатного материнства стало весьма быстро развивающимся и почти не регулируемым государством, бизнесом", утверждает сенатор. При этом все чаще к услугам наших соотечественниц в этой области прибегают не российские пары, а иностранные.
Суррогатное материнство не должно превращаться в прибыльный бизнес, объясняет свою позицию Антон Беляков. И в этом цель его законодательной инициативы - "пока наше законодательство не найдет разумный баланс между интересами генетических родителей и суррогатной матери, а, главное, не встанет на защиту прав детей, осуществление подобных услуг на территории нашей страны необходимо приостановить".