15 процентов опрошенных намерены судиться со страховыми компаниями. Финансовый университет при правительстве РФ провел исследование в 79 городах России. Наибольшая доля тех, кто хотел бы обратиться в суды, приходится на пользователей кредитных карт, получателей кредитов, а также покупателей полисов ОСАГО.
По словам руководителя исследования, проректора Финансового университета Алексея Зубца, чаще всего клиентов раздражают "зашитые" внутри платежей услуги "в нагрузку", например, при предоставлении автокредита - страхование жизни. "Уловки раскрываются, когда заемщики вчитываются в условия договоров, многие не хотят переплачивать и пытаются оспорить условия, по которым брали кредит", - поясняет он.
Сильнее всего желание подать в суд на банкиров или страховщиков среди молодых людей (30-40 лет) с высокими доходами. Но и доля тех, кто хотел бы подать в суд, высока и среди пожилых людей с невысоким уровнем дохода и образования. "К сожалению, представители этой группы достаточно часто становятся жертвами агрессивных продаж невыгодных финансовых продуктов под давлением, или же жертвами прямого обмана", - добавляет Зубец.
В целом, делают вывод социологи, конфликтность финансовых рынков определяет уровень жизни. Чем он ниже в регионах, тем выше зона напряжения. Люди берут кредиты, не могут платить по долгам. Ситуацией умело пользуются адвокаты. Сейчас в этой индустрии достаточно предложений пересмотреть условия кредитов, доказать в судах положения договоров о дезинформации клиентов.
"Готовность отстаивать свои права в судах говорит о росте юридической и финансовой культуры в обществе", - отмечает Зубец. Но она пока в России все равно невелика. Наибольшую долю тех, кто имеет повод и желание подать в суд на банк или страховую компанию, социологи зафиксировали в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Калининграде, Самаре и Петрозаводске. Наименьшая напряженность - в Перми, Уфе, Комсомольске-на-Амуре, Якутске и в Махачкале.
По словам юриста по банковским спорам Анастасии Подково, выросли претензии потребителей на мошеннические схемы, когда банки требуют возврата кредитов, которые граждане не брали. По мнению экспертов, в этом случае риски для людей возникают из-за утечки персональных баз данных и онлайн заявок в сети Интернет , требующих указания паспортных данных для приобретения онлайн путевок, билетов, бронирования гостиниц. Для того, чтобы оспорить такой фальшкредит, нужны экспертизы.
Граждане, по словам Анастасии Подково, также выступают истцами, если банки банкротятся, а физлица не могут получить законное страховое возмещение по вкладам. " Главное для судебных процедур- наличие исчерпывающих документов с той и другой стороны ", - говорит юрист.
Что касается перспектив судебных споров, то чем больше граждан отстаивает в судах свои права, тем меньше желания у банков и других финансовых учреждений использовать мошеннические схемы и нарушать законодательство, говорит эксперт.