За создание клона мамонта в свое время с энтузиазмом взялись ученые разных стран, уже звучали оптимистические заверения, что совсем скоро мы сможем любоваться на этих посланцев из древности. Словом, оставалось набраться терпения и дождаться мировой сенсации. Но мохнатые клоны до сих пор так и не появились.
- И не могли появиться, - сказал корреспонденту "РГ" профессор Сколтеха из Ратгерского университета (США), заведующий лабораториями в Институте молекулярной генетики РАН и Институте биологии гена РАН доктор Константин Северинов. - Здесь нужно напомнить, как должно выглядеть такое клонирование. Вам нужна неразрушенная ДНК мамонта, которую надо подсадить в яйцеклетку слонихи, как ближайшего родственника. Понятно, что ДНК слонихи перед такой пересадкой надо убрать. Затем полученную гибридную яйцеклетку надо будет подсадить суррогатной матери - еще какой-то слонихе. И уже она должна выносить будущего мамонта.
Почему все попытки по этой схеме, много раз отработанной на других животных, не могут сработать на мамонте? По словам профессора Северинова, причина очевидна: плохое состояние древней ДНК. Геном мамонта - это очень длинные цепочки ДНК, в которой записана его генетическая информация. Длина этого "генетического послания" несколько миллиардов нуклеотидов-букв ДНК. Для клонирования требуется, чтобы вся эта ДНК сохранилась в неповрежденном состоянии. Но даже в вечной мерзлоте из-за естественных химических реакций ДНК с течением времени разваливается на короткие участки длиной в 200-300 букв. Создать из такой "нарезки" клонированное животное - совершенно нереально. "В лоб" такая задача абсолютно нерешаема.
Однако на самом деле есть обходной путь. А недавно известный генетик из Гарвардского университета Джордж Черч заявил, что его команда сможет представить миру гибрид слона и мамонта. На первый взгляд это кажется шаманством, очередной "сенсацией", которая прогремит, а потом тихо сдуется, как уже не раз бывало с подобными громкими заявлениями.
- Джордж Черч очень известный, я бы сказал, замечательный ученый, и большинство из его громких заявлений, которые сначала кажутся совершенно завиральными, воплощаются в жизнь, - считает профессор Северинов. - И основания для оптимизма есть. Суть предложенного Черчем подхода в следующем. Дело в том, что, используя короткие сохранившиеся кусочки ДНК мамонта, ученые смогли на компьютере собрать их в единое целое и таким образом "прочитать" полный геном мамонта. Сравнив его с геномом слона, который тоже известен, увидели, что они различаются всего на полпроцента. А если учесть, что большинство различий скорей всего ни за что не отвечают, то количество принципиальных расхождений между двумя геномами можно сузить до 100-200 букв ДНК. И это, по мнению Черча, дает серьезный шанс сделать из слона мамонта, или почти мамонта.
Чтобы совершить такое превращение, будет применен очень популярный сегодня метод геномного редактирования CRISPR/Cas9. Этот инструмент, по сути, позволяет ученым переписывать геном организма. Кстати, с помощью этого метода в геноме мыши несколько лет назад ввели всего одно изменение ДНК, характерное для мамонта. Мышь не выросла в великана, но стала более холодоустойчивой, так как у нее выросла более густая шерсть.
По такому же принципу намерен работать и Джордж Черч. Взяв культуру клеток слона, ученый будет постепенно, одно за другим, заменять отличающиеся позиции ДНК на те, которые присутствуют в ДНК мамонта. В итоге к 2020 году ученый намерен получить гибридные клетки, из которых, в принципе, уже можно делать эмбрионы. Что дальше? Когда появится реальный мамонто-слон? Серьезный и ответственный ученый Джордж Черч от таких громких заявлений воздерживается.
Между тем
Отношение к восстановлению исчезнувших видов в науке далеко не однозначное. С одной стороны, среди других кандидатов на воскрешение называют сумчатого волка, лягушку-реобатрахуса, пещерного льва, атлантического серого кита, а с другой - немало оппонентов утверждают, что воскрешение утраченных видов может привести к дальнейшей потере биоразнообразия. Ведь стоимость реанимации мертвых куда выше, чем сохранение существующих видов. Например, подсчитано, что в Австралии на деньги для возвращения пяти исчезнувших видов, можно сохранить 42 ныне живущих.