Как аграрии юга России переориентировались на зерновом рынке

Турецкая Республика ввела заградительные меры на импорт российского продовольствия. Поставив пошлину в размере 130 процентов от стоимости продукции, она фактически отказалась от закупки пшеницы, кукурузы, а также подсолнечного масла и шрота. Маловодные порты на юге практически прекратили отгрузку зерна, а руководители торговых компаний признаются, что готовы распустить сотрудников в неоплачиваемые отпуска.

Для участников зернового рынка это стало полной неожиданностью. По мнению южных сельхозпроизводителей, ограничение на импорт российской продукции - это политическое решение, которое должно быть отменено в течение 2017 года. В противном случае сельхозперереботка самой Турции, в которую много лет государство вкладывало огромные деньги, будет уничтожена. По их словам, только Россия сегодня способна обеспечить турецких переработчиков качественным сырьем в необходимом объеме, причем по наиболее низкой цене. Однако если такая ситуация продлится достаточно долго, это может существенно понизить закупочные цены на зерно и подсолнечник.

Особенно сильно это отразится на аграриях Ростовской области и Краснодарского края - регионах, практически полностью ориентированных на экспорт.

За последние 15 лет турецкая сельхозпереработка буквально выросла на российском сырье: страна стала одним из крупнейших в мире производителей пшеничной муки и бутилированного подсолнечного масла. Конкурентоспособность отрасли обеспечивали, с одной стороны, огромные денежные вливания правительства (это и прямые субсидии, и многомиллиардные программы льготного лизинга), с другой - наличие надежного поставщика сырья в лице российских трейдеров. Например, в последние годы больше трети всего подсолнечного масла наливом из России продавали туркам.

И вот теперь турецкие импортеры получили инструкции от властей не разгружать корабли с российской сельхозпродукцией. При этом уместно напомнить, что Турция - второй по объему закупок импортер российской пшеницы и первый - кукурузы и масла.

Представители турецких госорганов подчеркивают, что они не вводили запрет, а просто исключили Россию из списка стран, ввозящих продукцию без 130-процентной пошлины (ранее российские экспортеры и их турецкие клиенты ввозили зерно с нулевой пошлиной согласно специальным договоренностям). Но эту схему эксперты называют "юридической эквилибристикой". Турция отменила беспошлинную торговлю еще с несколькими странами, но они и до этого сельхозпродукцию в страну практически не ввозили. Закономерно возникает подозрение, что это было сделано, лишь чтобы сохранить приличия.

- Отгрузка зерна в Турцию уже остановилась. Изменения особенно почувствовали на себе в мелководных портах юга, которые практически полностью были ориентированы на эту страну, - говорит директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов. - Турция заявила о том, что совершит отгрузку со всех российских кораблей, зашедших в порты до 15 марта. Но что будет со следующими поставками, непонятно. Считать это неисполнением контрактов или форс-мажорным обстоятельством? Трейдеры замерли в ожидании.

Большинство опрошенных аналитиков считают, турецкий демарш может быть связан с тем, что, несмотря на урегулирование отношений между нашими странами, Россия не отменила пошлину на ввоз турецких овощей. И это якобы намек на необходимость возобновления свободной торговли.

По прогнозам минсельхоза США, поставки из России должны были вырасти с 3,3 в прошлом году до 3,5 миллиона тонн в нынешнем сезоне. Из-за засухи в Турции в минувшем сезоне ей теперь требуется импортировать около 4,8 миллиона тонн пшеницы (4,38 закупали в прошлом).

- Согласно данным Федеральной таможенной службы, с 1 июля прошлого года по 1 марта текущего Турция импортировала из РФ всего 2,48 миллиона тонн зерновых, это на 850 тысяч тонн меньше, чем в прошлом сезоне, - говорит начальник отдела анализа рынков департамента стратегического маркетинга и корпоративных коммуникаций ЗАО "Русагротранс". - Согласно нашим оценкам, при сохранении нулевых пошлин Россия продала бы туркам до конца сезона еще около полутора-двух миллионов тонн пшеницы и кукурузы.

После феерического прошлого сезона, когда Россия собрала рекордные 119 миллионов тонн зерна, а львиную долю его вырастили именно на юге, цены медленно, но неуклонно ползут вниз. Сказывается укрепление рубля. Экспорт в последние месяцы снижался (относительно прошлого года), и к настоящему моменту переходящие запасы зерна превышают 21 миллион тонн. На фоне турецких ограничений и высокого прогноза урожая 2017 года (от 111 до 113 миллионов тонн) в стране возникнет профицит зерна. А это, в свою очередь, неизбежно ударит по цене и рентабельности агробизнеса.

Впрочем, турецкий бизнес и сам должен прекрасно понимать, что ему такая конфронтация невыгодна.

- Россия - крупнейший поставщик пшеницы, и во многом турецкая мукомольная индустрия ориентирована на наше сырье, - говорит Андрей Сизов.

Если зерновики еще как-то смогут диверсифицировать поставки (российское зерно конкурентоспособно и может продаваться в нескольких десятках стран), то производители наливного подсолнечного масла и шрота (а значит, и производители маслосемян) оказались в куда более сложном положении. Ведь из общего объема экспорта этих продуктов в последние годы на Турцию приходилось от трети до половины всех поставок, и продать освободившееся на мировом рынке просто невозможно.

- Сверхприбыль в масложировой отрасли в 1990-е и начале 2000-х годов привела к тому, что на юге России появился избыток перерабатывающих мощностей. Представьте: только два крупнейших маслоэкстракционных завода Ростовской области рассчитаны на мощности большие, чем производит весь регион, - говорит главный редактор "Российского аграрного агентства" Станислав Смагин. - В новых условиях мелкие заводы просто встанут, а крупные снизят цены. Начался сев яровых, и аграрии серьезно задумываются, сеять ли им подсолнечник. Ведь уже закуплены дорогие семена, специальные удобрения и пестициды.

Опрошенные "РГ" эксперты подчеркивают, что даже в разгар политического конфликта между Турцией и Россией в 2015 году не было таких жестких ограничений. Поэтому участники рынка рассчитывают на скорейшую нормализацию обстановки.

На прошлой неделе зампред российского правительства Аркадий Дворкович и зампремьера Турции Мехмет Шишмек провели телефонные переговоры о восстановлении торговых отношений. Дворкович отметил, что действия турецкой стороны противоречат духу и итогам состоявшегося 10 марта в Москве заседания Совета сотрудничества, а также предпринятым за последнее время шагам к отмене целого ряда ограничений в отношении Турции и препятствуют восстановлению полноформатных взаимоотношений. Стороны подтвердили взаимный настрой на устранение возникших ограничений.

Мнение

Юрий Корнюш, советник президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области по вопросам АПК:

- В последние годы Россия собирает рекордные урожаи зерна. Очевидно, что мы вышли на такой уровень производства, что даже при неблагоприятных погодных условиях будем получать не менее 100 миллионов тонн зерновых ежегодно. И закономерно возникает вопрос: что делать с таким огромным урожаем? Экспорт зерна приносит российскому сельскому хозяйству неплохие доходы, однако это такой же вывоз сырья, как и продажа углеводородов. С той лишь разницей, что это возобновляемый ресурс. Все согласны, что нужно увеличивать переработку внутри страны и выпускать на рынок продукты с повышенной добавочной стоимостью: отруби, муку, крахмал, аминокислоты для животноводства и пищепрома и так далее. Так что из турецкого ограничения на ввоз зерна, если оно продлится какое-то время, тоже можно извлечь пользу. Почему бы не воспользоваться конъюнктурой рынка и не помочь животноводам? Например, государство могло бы закупать на интервенционных торгах фуражную пшеницу и кукурузу по приемлемым для производителя ценам, а затем перепродавать на льготных условиях животноводам, которые возьмут на себя обязательства увеличить поголовье КРС.