Леонид Михайлович, какие вопросы будут обсуждаться на конгрессе?
Леонид Рошаль: Программа первого конгресса НМП затрагивает системообразующие проблемы отрасли. Это вопросы организации здравоохранения - система и принципы финансирования медицинской помощи, включая обсуждение места и роли страховых компаний в системе ОМС, организация медицинской помощи - высокотехнологичная медицинская помощь, охрана материнства и детства, скорая и неотложная помощь и другие.
Не менее важной темой станет кадровое обеспечение отрасли: как улучшить преподавание в высших учебных заведениях, включая повышение практических навыков и умений выпускников; как повысить эффективность переаттестации преподавательского состава; как сделать непрерывное медицинское образование доступным и эффективным.
Будут секции для руководителей медицинских вузов и обсуждение проблем и задач в системе среднего и высшего медицинского образования, последипломного обучения, непрерывного медицинского образования, системы распределения выпускников.
Население больше всего волнуют вопросы качества и доступности медицинской помощи. Найдут ли они отражение в дискуссиях?
Леонид Рошаль: Центральной темой, конечно, будет система контроля качества медицинской помощи, клинических рекомендаций, протоколов лечения и стандартов. Много времени уделим вопросам развития конкретных разделов медицины: онкологии, кардиологии, педиатрии и др.
Не останутся без внимания и темы лекарственного обеспечения, экспортного потенциала, импортозамещения. Будут встречи и рабочие совещания с руководителями государства, отрасли и другими чиновниками федерального уровня. Они оказывают непосредственное влияние на развитие здравоохранения в стране, и должны слышать живой голос врачебного сообщества, а врачи будут иметь возможность донести свою точку зрения до самых высоких инстанций напрямую.
Какие задачи могут и должны решать совместно медицинское и фармацевтическое сообщества?
Леонид Рошаль: В конце 2016 года Национальная медицинская палата подписала меморандум о взаимопонимании с крупнейшими отраслевыми объединениями России: Национальной фармацевтической палатой, Ассоциацией российских фармацевтических производителей, Ассоциацией международных фармацевтических производителей, Ассоциацией "Росмедпром", Ассоциацией международных производителей медицинских изделий и Национальной иммунобиологической компанией. Мы планируем вместе искать способы сделать лекарства более доступными. Есть и другие задачи, которые мы можем и должны решать совместно: формирование и внедрение новых методов и разработок в оказании медицинской помощи, разработка и реализация научно-исследовательских проектов и программ, в том числе в рамках международных клинических исследований. Объединим силы в создании и поддержке образовательных программ. Будем выступать единым фронтом против непродуманных решений или недостаточно проработанных нормативных актов, которые тормозят развитие российского фармрынка. После 90-х, когда отечественная фармакология была разрушена почти до основания, мы только начинаем строить новую. Вместе с подписавшими меморандум мы создаем координационный совет, который будет шаг за шагом разгребать те проблемы, которые накопились в отрасли.
Какие изменения, на ваш взгляд, необходимы в ценообразовании на лекарства, госзакупках препаратов, формировании ограничительных перечней лекарств?
Леонид Рошаль: Необходимо расширять категории населения, которым лекарства должны отпускаться бесплатно - например, это дети из малообеспеченных семей. Надо установить льготные цены на лекарства от социально значимых заболеваний. Я сторонник идеи развития государственных аптек и строгого контроля за ценообразованием и ассортиментом лекарств. Есть проблемы в регионах. В некоторых нет единой электронной базы, которая позволила бы грамотно планировать закупку необходимых лекарств, и, как следствие, в ожиданиях нужного препарата проходят недели, а порой и месяцы - такого не должно быть. Еще один важный вопрос - тарифы, многие из них нужно увеличить в 2-3 раза. В каких-то случаях они соответствуют затратам, которые несет учреждение, а в каких-то совсем нет. Например, на ребенка с сочетанной травмой финансирования хватает всего на месяц, а его иногда надо лечить полгода. Чтобы решать эти вопросы, нужна система толковых законов, регулирующих медицинскую сферу.
Есть ли проблемы, которые должно решать все общество, чтобы улучшить ситуацию в здравоохранении?
Леонид Рошаль: На съезде Национальной медицинской палаты в прошлом году мы вновь поставили вопрос о том, чтобы довести финансирование здравоохранения хотя бы до 5 процентов ВВП. Сейчас у нас на одного пациента тратят в 5-7 раз меньше, чем в развитых странах. Без правильного решения финансового вопроса мы летим просто в пропасть. Мы понимаем, что в стране непростая финансовая ситуация, но, несмотря на все трудности, надо сохранять здоровье народа. Я против бездумного сокращения штатов, которое во многом связано с необходимостью выполнять поручения президента об увеличении зарплаты медицинским работникам в два раза к 2018 году. Мы рассчитывали, что на это выделят деньги, но минфин не дал ни копейки. Это обман. Я считаю, что по многим вопросам необходимо советоваться с народом. Необходимо ввести советы, обсуждать с народом все предполагаемые изменения в здравоохранении, которые касаются закрытия или перепрофилирования больниц и вообще медицинских учреждений.
Будут ли на конгрессе обсуждаться вопросы саморегулирования отрасли?
Леонид Рошаль: Конечно. Все вопросы, которые касаются профессиональной деятельности медиков, должны быть постепенно переданы профессиональному медицинскому сообществу, которым является Национальная медицинская палата. Очень важно, что президент не только поддержал идею саморегулирования профессиональной деятельности врачей, но и дал специальное поручение. За рубежом за подготовку специалистов, стандарты, допуск к профессии, разработку клинических рекомендаций и многое другое отвечают не министерства, а профессиональные ассоциации. Сейчас надо доработать законодательную основу введения саморегулирования профессиональной деятельности, выработать план, определить, что конкретно и в каком порядке передает государство под ответственность профессиональным организациям.