На кинофестивале в Берлине были представлены три картины, над которыми он работал. "Молодой Карл Маркс" Рауля Пека, "Андре - голос вина". Третью картину "Я вам не негр" жюри конкурса "Панорама" признало лучшим документальным фильмом. Она же была в этот раз номинирована на "Оскар". Но первый вопрос Алексею Айги обозревателя "РГ" все-таки о сериале "Мата Хари".
- Работа над "Матой Хари" была очень непростой, - ответил Алексей, - сериал снимался долго, разными режиссерами, изменения в монтаж вносились до самого последнего момента. Ну и над темой героини пришлось попотеть - персонаж сложный, в конце фильма она - совсем не тот человек, что в начале: надо было в одной музыке отобразить всю сложность ее становления. Также в фильме много танцев, причем все в разных стилях, всего один был написан мной до съемок, с остальными пришлось работать уже в готовом монтаже, что достаточно сложно.
Чем отличается работа над музыкой для полнометражного фильма и для сериала?
Алексей Айги: Смотря о каком сериале говорить. Если речь об историческом мини-сериале, например как "Мата Хари", то там такая же работа, как и в кино. Запись с симфоническим оркестром, работа над каждым эпизодом и так далее. Просто объем значительно больше. А если говорить о многосерийных проектах на современную тематику, то там все проходит по-другому. Пишется какое-то количество музыкальных тем, которые обрабатываются и перекладываются на разные серии. То есть нет такого, что пишешь музыку от начала до конца. В сериале может быть одна тема, пять, двадцать. С развитием, без развития...
А в западные сериалы вас приглашали?
Алексей Айги: Как раз с режиссером Раулем Пеком мы познакомились во время работы над политическим сериалом "Школа Власти" про поколение политиков Франсуа Олланда в 70-е годы. Он вышел в 2008 году во Франции. И это была единственная, по-моему, копродукция канала "Арте" и "Канала Плюс".
Тема власти интересна Пеку, это чувствуется, например, в фильме "Молодой Карл Маркс". Режиссер вроде бы и хотел рассказать нам о том, каким был в юности классик, но все равно обсуждение политических идей превалирует.
Алексей Айги: Пек - политически ангажированный режиссер. Он занимается этим совершенно сознательно.
Когда пишешь музыку к такому фильму, как "Молодой Карл Маркс", не тянет все время в сторону "Марсельезы", гимнов и маршей?
Алексей Айги: Не тянет. Пишешь музыку соответственно задаче режиссера и происходящему на экране. Но для этого фильма я написал свою версию "Марсельезы" - песню, что герои поют на митинге. Получилось вполне похоже на французскую музыку времен революции.
В каком количестве проектов вы можете работать одновременно?
Алексей Айги: Больше двух тяжело делать. И лучше, чтобы вначале был один, а потом - второй. Если проекты - разные, то еще можно переключаться. Один день работать над историческим фильмом, а другой, скажем, - над современным. Но если фильмы схожи по тематике, то в итоге пойдет стилистически одинаковая музыка, в которой можно запутаться самому. У меня бывало, что я что-то делал одновременно. И это достаточно большая проблема. При том, что все картины - очень разные. И в какой-то момент я один фильм откладывал, чтобы окончить другой, так как нужна полная концентрация над проектом.
В российском кино недавно появилась профессия, которая называется саунд-дизайнер, вы с такими специалистами сталкивались?
Алексей Айги: У нас в кино существует проблема отношений звукорежиссера-композитора, теперь еще и саунд-дизайнера. Но профессия саунд-дизайнера касается, скорее, "блокбастеров". Звукорежиссеры работают на фильме дольше, а композитор приходит, когда уже создана некая звуковая картина. И здесь нужно понимать, что композитор в данном случае - главнее. Потому что у музыки своя логика развития. И если ее перебивать саунд-дизайном, он разрушает течение музыки во времени, и получается ни то ни се. Но это не всегда все понимают. Некоторые просто могут музыку "разрезать" посередине, но музыка - это как речь человека, им же не приходит в голову реплики актеров "резать" посередине слов? К сожалению, у меня были фильмы, испорченные звукорежиссером. Ради его литературной идеи снимали или резали музыку.
У вас есть группа "4 33", с которой вы периодически даете концерты. Зачем вам это?
Алексей Айги: Концерты - важная часть жизни, которая позволяет развиваться и что-то придумывать. Группа существует уже 24 года. И большинство музыкантов играет в ней уже 15-20 лет - старые друзья. Мы даем один-два концерта в месяц - не так часто, как хотелось бы. Конечно, мы очень устаем физически, так как стараемся играть "как в последний раз". Но тут чем больше отдаешь - тем больше получаешь. Это важный процесс - выходить на публику: только сидеть дома и писать музыку я бы, наверное, с ума сошел. А тут - живое общение, отдача. Я бы без концертов не нашел себя.