28.03.2017 19:00
    Поделиться

    Алексей Немерюк: Москвичи сохраняют сберегательную модель поведения

    Ярмарки выходного дня, летние веранды у ресторанов и фестивали на улицах Москвы… Все это приметы наступившей весны в столице. Что еще нового она несет москвичам? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в "Российской газете" с руководителем департамента торговли и услуг Москвы Алексеем Немерюком.

    Алексей Алексеевич, ярмарки выходного дня в столице уже вот-вот откроются?

    Алексей Немерюк: Да, 7 апреля. Как и в предыдущем году, на 102 площадках, на которых будет организовано 3 тысячи торговых мест. Представляются они бесплатно. Более того, охрану ярмарок, уборку город тоже берет на себя. Словом, приглашаем всех - приезжайте и торгуйте!

    Приедут, как вы думаете?

    Алексей Немерюк: Конечно, приедут! Заявок на участие в ярмарках поступило огромное количество - лишь за первые сутки 15 тысяч!

    И кому же вы отдадите предпочтение?

    Алексей Немерюк: Заявки принимаются в электронном виде. Кто первым прислал - тот и получит место.

    Надеюсь, удовлетворим в конечном счете всех желающих. У нас ведь будет три заявочных сессии - каждая на три месяца. Первая - с 7 апреля по 1 июля и т.д. Новое в этом году то, что можно не заявлять свое участие сразу на все три месяца, а выбрать лишь удобное для вас время. Хочет фермер, скажем, постоять всего два дня на площадке, когда у него созреет урожай клубники, он и приедет на два дня. Более того, если по каким-то причинам не смог приехать в запланированное время и заранее забронированное место осталось на выходные пустым, штрафовать и вносить в "черный список" участника ярмарки никто не будет. Просто предупредим, чтобы на следующий раз, когда снова появятся непредвиденные обстоятельства, он поставил организаторов ярмарки в известность. На это нововведение мы пошли в этом году по просьбам предпринимателей, которые высказали такое пожелание.

    Не наша задача заниматься навешиванием ярлыков. Наше дело - создать условия, чтобы производителям было выгодно ехать в Москву, а у москвичей появился выбор

    А как вы проверите, что свою продукцию на ярмарку действительно привез фермер?

    Алексей Немерюк: Это практически невозможно. К сожалению, ни Роспотребнадзор, ни другие инстанции часто не в состоянии отличить, где клубника наша, а где привезенная из-за границы.

    Приведу вам один пример. Вот стоит фермер и на прилавке у него - немытые морковка и свекла с ботвой. Ну, это точно свои овощи. Но рядом с ними у него лежат красивые помидоры, глянцевый, как с журнальной картинки, перец. Спрашиваю: вы откуда? Из Рязани, говорит. Что, и помидоры в июне, и перец такой тоже из Рязани? Да нет, признается, ехал сюда, по дороге заглянул на базу, решил, дай возьму… Что я целый день буду стоять лишь с морковкой и свеклой? Ну и кем его считать - фермером или перекупщиком? Я думаю, не наша это задача, заниматься навешиванием ярлыков. Наше дело - создать условия, чтобы производителям было выгодно ехать в Москву с продукцией, а у москвичей появился выбор, где ее покупать - на ярмарке, на рынке или в магазине.

    Но цены на продукты ярмарки выходного дня помогают сбить?

    Алексей Немерюк: Тут тоже не все так просто. Помню, как-то хозяйства подмосковные объезжал, звал к нам фермеров, выращивающих луховицкие огурцы. Ну, сагитировал. Потом вижу одного из них уже в Москве. Удивляюсь: "Ты же обещал огурцы в столицу привезти по 15 руб за килограмм, а продаешь по 40. Почему?" "Так тут все по 40 продают, а я что, рыжий?" - отвечает. Ну, не бывает такого, чтобы продукция со своего огорода - отборная, экологически чистая - стоила дешевле, чем с совхозного поля. Ну, разве что к концу работы ярмарки, в воскресенье, продавцы отдают за бесценок все, что осталось, чтобы домой обратно не везти.

    Самая стабильная закупочная цена у картошки: как была 5 рублей за килограмм много лет назад, так и сейчас стоит те же 5 рублей, хотя дизельное топливо раньше обходилось колхозникам по 2 рубля за литр, а теперь по 40 рублей.

    А региональные ярмарки в этом году будут проводиться?

    Алексей Немерюк: Будут и тоже - на тех же 18 площадках, что и в прошлом году. Откроются тоже в апреле. Но торговать будут сначала в основном гастрономией, кондитерскими изделиями и молочными продуктами, так как своих хороших овощей и фруктов в большинстве регионов еще нет. К июню увеличим количество мест под региональные ярмарки, когда созреет зелень, первые овощи, ягоды и фрукты.

    Нормальные стационарные рынки в столице еще сохранились?

    Алексей Немерюк: Сейчас в Москве 29 рынков. Ко Дню городу инвестор обещает открыть новое здание для Центрального рынка. Еще 9 находятся на реконструкции. Для того чтобы стационарные рынки имели больше возможностей для сезонной торговли, сейчас в минпромторге дорабатывают поправки в закон, которые позволят там, где есть для этого возможность, иметь и открытые ряды на время, когда у нас в России поспевает урожай ягод, фруктов и овощей. Ведь продавцов, которые торгуют там всю зиму, летом из помещения не выставишь. Вот и получается, что для тех, кто хотел бы поторговать своей сезонной продукцией, на рынках, переехавших по закону в капитальные здания, теперь места нет.

    Споемте, друзья!

    Фестиваль "Московская весна" в этом году пройдет в необычном формате?

    Алексей Немерюк: Да, он откроется первым открытым международным конкурсом акапельного пения "Московская весна а cappella". Пройдет конкурс с 28 апреля по 7 мая. Прием заявок на участие в нем начался 10 марта и закончится 31 марта. Желание принять участие уже высказали 114 вокальных коллективов не только из России, но и Великобритании, США, Испании, Италии, Франции, Сингапура и других стран.

    И где же москвичи и гости столицы смогут услышать их пение?

    Алексей Немерюк: В самых разных местах. Например, на Белорусском и Рижском вокзалах. С балконов зданий - на улицах Рождественке, Старом Арбате и Климентовском переулке. Хотят присоединиться к проведению конкурса и 7 торговых центров, предложивших свои площадки для выступлений артистам. Чистое пение, без сопровождения музыкальных инструментов, как выяснилось, оказалось очень привлекательным и для артистов, и для москвичей.

    Если это будет конкурс, значит, будет и жюри?

    Алексей Немерюк: Будет и профессиональное жюри, и голосование москвичей в социальных сетях. Все выступления будут сниматься на видеокамеру и выкладываться в Интернет. Призовой фонд - 17 млн руб, создан на пожертвования российских банков. Будет и гранд-при - 6 млн руб.

    Какие еще фестивали пройдут в Москве?

    Алексей Немерюк: Традиционный Пасхальный. Затем - "Времена и Эпохи", он тоже пройдет по-новому. Движение реконструкторов становится все более популярным во всем мире. В Москву на этот фестиваль приезжает большое число туристов из самых разных стран. Поэтому, если раньше он проходил лишь в выходные дни в Коломенском, то в этом году будет длиться с 1 по 12 июня. В его рамках зрители увидят сразу на нескольких городских площадках четыре столетия - с XVII по XXI век. А два следующих фестиваля - "Московское мороженое" и "Московское варенье" - в этом году объединятся в один - "Московское лето".

    Ну, лето и без фестивалей близится. Несмотря на похолодание, в городе уже вовсю монтируют летние веранды…

    Алексей Немерюк: Да, с 1 апреля они тоже заработают. В общей сложности 2162 веранды или вдвое больше, чем в 2013-м году.

    Но на 10 000 ресторанов и кафе, имеющихся в столице, это не так-то много…

    Алексей Немерюк: Тем не менее большинство из расположенных на первых этажах и выходящих на улицу открывают летние кафе. Другие бы и рады, да возможности нет. Взять, к примеру, торгово-развлекательный комплекс "Европейский". У него 50 ресторанов, а возможность уличного формата есть только у трех.

    Курить на летних верандах запрещается?

    Алексей Немерюк: Курение законом запрещено в зданиях, строениях, сооружениях. Любая летняя веранда, которая имеет некий настил, это уже сооружение, значит, курить нельзя.

    Но столики, которые стоят на земле или асфальте, под запрет не попадают?

    Алексей Немерюк: Нет строения - значит, нет запрета. Таких мини-форматов, утвержденных в прошлом году, все больше - уже порядка 50 в этом году.

    Будут ли в этом году торговать квасом? В прошлом году его было почти не купить…

    Алексей Немерюк: Торговать квасом на улице запрещает Роспотребнадзор - из-за того, что трудно при этом соблюсти санитарные правила. Попробуй определи, какому количеству покупателей наливает продавец напиток в одноразовый стаканчик! Так что любители кваса могут рассчитывать теперь только на покупку его в бутылках. Как нет и больше не будет торговли молоком в розлив.

    Москвичи предпочитают по-прежнему экономить

    Алексей Алексеевич, экономика Москвы в целом за прошлый год начала восстанавливаться после кризиса. А что происходит в торговле и c ее товарооборотом? По-прежнему снижается?

    55 процентов своих доходов москвичи с начала кризиса тратят на еду, экономя на одежде, обуви и товарах длительного пользования

    Алексей Немерюк: Максимальное падение столичного товарооборота было в 2015 году, когда он составил лишь 82,8% от товарооборота 2014-го. В 2016 году темп роста товарооборота составил в сопоставимых ценах уже 90,9%, а за первые два месяца 2017-го по сравнению с аналогичным периодом 2016-го - 97,2 %. То есть восстановление торговли идет вместе с оживлением экономики в целом. Об этом можно судить и по тому, как активно наращивают количество магазинов сетевики. Да и в целом количество предприятий торговли в городе растет. Если на 21 марта 2016-го их было 55 673, то на эту же дату 2017-го стало уже 57 578. И это тоже объяснимо. Три года назад, до кризиса, была дороже аренда помещений, дороже стоили стройматериалы и рабочая сила. Сейчас все это стало дешевле. Значит, можно находить помещения, строить новые магазины и занимать те ниши, которые оказались свободными. Что, собственно, сейчас и происходит.

    Так ведет себя сама торговля. А москвичи? С приходом кризиса они перешли на сберегающую модель потребительского поведения. Тратили деньги в основном на продукты питания и экономили на одежде, обуви, товарах длительного пользования - холодильниках, стиральных машинах, автомобилях и прочих. А сейчас?

    Алексей Немерюк: Сберегательная модель поведения еще сохраняется. Это до кризиса жители столицы 55% денег тратили на непродовольственные товары, а 45 - на еду, а с 2014 года расходовать стали наоборот: 55% - на продукты, а 45 - на все остальное. И пока сохраняется именно это поведение, характерное для последних лет.

    Поделиться