Депутаты Законодательного собрания Северной столицы оспорили в КС поправки в Градостроительный кодекс РФ, внесенные в 2014 году. Тогда в ГК появился пункт 4.1 статьи 63, который гласит, что "правила землепользования и застройки субъектов РФ - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", то есть не региональным законом, а постановлением правительства.
Ранее ПЗЗ в Петербурге готовил Смольный, а депутаты утверждали их как городской закон. Такое регулирование закреплялось законом субъекта РФ, так как на федеральном уровне полномочия не были распределены.
Изменение такого порядка парламентарии сочли противоречащим Конституции РФ, поскольку, по их мнению, оно нарушает положения Основного закона страны, в том числе требование о равноправии субъектов РФ и принцип разделения властей.
- По мнению Законодательного собрания Санкт-Петербурга, особенностей, которые могли бы объяснить вторжение федерального законодателя в решение вопросов распределения компетенции между органами представительной (законодательной) и исполнительной власти Санкт-Петербурга по принятию ПЗЗ, нет, - сказано в жалобе, направленной в КС.
По мнению представителя депутатов Михаила Шварца, решение обратиться в КС могло быть вызвано реальной практикой: "Повседневная жизнь инвесторов, собственников земельных участков, тех, кто собирается строить, сносить и снова строить на территории Санкт-Петербурга, определяется в первую очередь ПЗЗ". И хотя парламентская процедура более длительна, но "свести участие парламента только к утверждению генплана невозможно".
Представители федеральных органов власти с представленной позицией не согласились категорически. Даже Мосгордума, которая оказалась в аналогичном петербургскому ЗАКСу положении, заявила о том, что распределение полномочий установлено "справедливо и обоснованно".
- Предусматривая утверждение ПЗЗ высшими органами исполнительной власти городов федерального значения, федеральный законодатель тем самым обеспечивает единообразный подход к ведению данного вида градостроительной деятельности, а также исключает вероятность разделения единого городского хозяйства на единой территории города между находящимися в его составе внутригородскими муниципальными образованиями, - сказано в ответе полномочного представителя Совета Федерации в КС Алексея Александрова. - Территория Санкт-Петербурга включает в себя 111 МО, Москвы - 147.
КС изучал положения Градостроительного кодекса более полутора месяцев. Окончательный вердикт гласит: оспоренные статьи не противоречат Конституции РФ ни по смыслу, ни про порядку принятия. ПЗЗ в городах федерального значения будут утверждать чиновники, а не депутаты.