Много лет эти дома обогревает портовая котельная, работающая в убыток: городские власти в лице муниципальных управляющих компаний накопили многомиллионный долг за тепло перед портовиками. Устав от огромных финансовых потерь и безрезультатных попыток найти общий язык с чиновниками Мурманска, руководство порта недавно заявило о готовности прекратить теплоснабжение Жилстроя. В ситуации разбирался корреспондент "РГ".
Работающая на мазуте котельная рыбного порта была построена почти полвека назад - в 1969 году. Она имеет большие мощности, поскольку порт снабжал теплом и густонаселенный в то время Жилстрой, и крупные береговые предприятия рыбной отрасли. Вопрос, кто и сколько будет платить за тепло, во времена плановой экономики решался гораздо проще. После распада СССР спрос на тепло портовой котельной резко снизился: многие крупные по-требители тепловой энергии порта стали банкротами, некоторые перешли на автономное отопление. Существенно сократилось и население Жилстроя, застроенного ветхими "деревяшками". Сейчас там проживают главным образом малообеспеченные граждане, которые имеют немалые долги за коммунальные услуги.
- Сегодня загрузка котельной порта составляет менее 10 процентов, - отмечает Сергей Шаповалов, главный энергетик ММРП. - Это критически снижает КПД котельного оборудования и резко повышает себестоимость вырабатываемой энергии. А при передаче тепла до потребителей по изношенным муниципальным сетям возникают сверхнормативные потери, которых избежать невозможно.
Проблему усугубляют неплатежи управляющих компаний и ТСЖ, работающих на Жилстрое. Общий долг перед портом по этой статье - около 100 миллионов рублей, причем четверть этой суммы приходится на муниципальные УК: "Жилищная сервисная компания", "Мурманская управляющая компания" и "Жил-эксплуатация". Но городские власти отказались отвечать по долгам жилищно-коммунальных МУПов.
Еще два года назад ММРП был государственным предприятием, и его руководство не особо пыталось решить проблему долгов. Но в конце 2015 года порт перешел в частные руки, и новые владельцы были шокированы размером убытков, накопленных котельной.
- За период с 2007 по 2016 годы убытки порта от теплоснабжения составили 236 миллионов рублей, - рассказывает руководитель департамента экономики АО "ММРП" Антон Журавлев. - В 2017-2018 годах ожидаемая сумма убытков составит еще 150 миллионов. Если учесть, что ежедневно котельная сжигает 25 тонн мазута, то в сутки порт тратит на теплоснабжение Жилстроя 350 тысяч рублей.
Возникла тупиковая ситуация. Просто взять и оставить дома без тепла - нельзя. Повысить же тарифы на вырабатываемое котельной тепло порт не может, поскольку законодательство не дает ему такого права.
Руководство предприятия неоднократно обращалось к город-ским и областным властям с просьбой либо компенсировать убытки в полном объеме, либо снять с него обязанность по отоплению Жилстроя. При этом ММРП не собирался бросать микрорайон на произвол судьбы, а предлагал различные варианты его теплоснабжения. Портовики даже готовы были поделиться с городом частью своих лимитов на электроэнергию, чтобы перевести дома на улицах Новосельской, Заречной и Песочной на электрообогрев. Но конкретного ответа на эти предложения не последовало.
Надежда выйти из этого порочного круга появилась тогда, когда городская администрация обнародовала проект актуализации схемы теплоснабжения на 2018 год и вынесла этот вопрос на общественные слушания. ММРП сделал порядка 50 замечаний и предложений к этому проекту. Одно из предложений заключалось в том, чтобы исключить котельную порта из схемы теплоснабжения - как минимум потому, что предприятие не соответ-ствует критериям единой теплоснабжающей организации (ЕТО), прописанным в федеральном законодательстве. Все предложения порта были вновь проигнорированы. С компанией "Невская энергетика", которая занималась актуализацией схемы, тоже не удалось найти общий язык. Ее представитель Фарит Газизов подчеркнул, что исключение котельной порта из схемы теплоснабжения - вопрос "не одного дня". Но ведь и проблема эта возникла далеко не вчера.
- Времени у мэрии было предостаточно, нынешний состав администрации города находится у власти более 7 лет. Например, когда мы в 2016 году поняли, что несем слишком большие убытки из-за теплоснабжения Северного грузового района порта, то начали действовать быстро, - приводит пример исполнительный директор АО "ММРП" Даниил Полещук. - Всего за 4 месяца вывели из эксплуатации старые сети и теплопункты, реконструировали внутридомовые коммуникации и за счет собственных средств перевели на электрообогрев объекты Северного грузового района, включая бюджетников.
За семь лет, пока чиновники разбирались в ситуации, дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Но вместо того, чтобы решать проблему неплатежей за тепло, чиновники предложили порту взять на себя расселение ветхих домов Жилстроя.
Кстати, убытки генерируют не только управляющие компании, но и дряхлый паропровод, по которому теплоноситель поступает на Жилстрой. Он также принадлежит городу и относится к ведению муниципального бюджетного учреждения "Управление дорожного хозяйства" (УДХ). Паропровод изношен настолько, что каждую зиму то одни, то другие дома микрорайона остаются без тепла. Но и без аварий теплопотери на нем просто зашкаливают. Совсем недавно портовики выиграли два суда против УДХ, которое теперь обязано выплатить им 6 миллионов рублей в качестве компенсации убытков из-за потерь на паропроводе. Эти деньги, скорее всего, будут взяты из бюджета Мурманска.
Общеизвестно, что рыбный порт крайне нуждается в обновлении своего хозяйства. Более 20 лет не закупались новые портальные краны, более 6 лет - погрузчики. Несколько лет не поднималась зарплата работников порта. Кроме того, объемы доставки рыбопродукции в Мурманск постоянно снижаются. За последние 6 лет они упали почти вдвое. Несмотря на это, порт добросовестно платит налоги, внеся в бюджеты всех уровней 1,04 миллиарда рублей за последние 5 лет. Иными словами, доходы ММРП падают, а убытки из-за теплоснабжения растут. И если в один далеко не прекрасный день порт окажется банкротом, от этого не выиграет никто.
Городские власти категорически не согласны с позицией рыбного порта. Чиновники считают, что руководство предприятия решило просто избавиться от социальных обязательств перед мурманчанами и намеренно "нагнетает обстановку".
- Летом 2016 года АО "ММРП" официально уведомило мэрию о прекращении ресурсоснабжающей деятельности, - прокомментировал ситуацию глава администрации города Мурманска Андрей Сысоев. - В таких ситуациях законодательство РФ предусматривает трехлетний переходный период, необходимый для того, чтобы муниципалитет мог подготовиться к переводу жилфонда на новые источники теплоснабжения. Но мы нашли решение проблемы. Котельная порта будет выведена из эксплуатации 31 декабря 2018 года. Дома на улице Новосельской будут переведены на электрическое теплоснабжение, а на улице Фестивальной появится новая котельная, строительство которой обойдется городу более чем в 40 миллионов рублей. Сдача объекта запланирована на сентябрь 2018 года.
Казалось бы, настало время радоваться и портовикам, и жителям Жилстроя. Но вызывают тревогу два момента. Во-первых, подобные заявления делались городскими властями и при обсуждении схемы теплоснабжения на 2016 год, однако до сих пор нет решения о выделении бюджета на эти цели, не проведены торги на отбор проектных организаций, не выделена земля под строительство новой котельной. Во-вторых, кто компенсирует порту уже понесенные убытки? По логике вещей, это должна сделать городская администрация, раз уж она обязывает портовиков отапливать Жилстрой до конца 2018 года. Однако чиновники до сих пор предпочитают не затрагивать эту тему.
Александр Романов, председатель совета директоров АО "Мурманский морской рыбный порт":
- Проблема с долгами за тепло остается крайне актуальной. Судя по всему, никто не собирается в досудебном порядке решать вопрос полной компенсации всех расходов порта за отопление городских районов в текущем и предстоящем отопительных сезонах. Нам все время твердят о неких социальных обязательствах. Уверяю, порт их исправно выполняет: мы своевременно и в полном объеме выплачиваем налоги во все уровни бюджетов, социальные отчисления, зарплаты, премии и прочие выплаты согласно коллективному договору. Никаких оговорок в аукционной документации относительно обязательств по отоплению Жилстроя в рамках приватизации порта не было. Чиновники хотят исполнять возложенные на них обязательства за чужой счет. В таких условиях нам остается либо решить с региональными и городскими властями вопрос о полной компенсации данных расходов за период до 31 декабря 2018 года, либо искать законный способ прекратить отопление с будущей осени.