"Риск-шеринг" в фармацевтике поможет изменить систему здравоохранения

Система "риск-шеринга", или разделения рисков, - это широко используемая в развитых странах модель продвижения инновационных лекарств и медицинских технологий в клиническую практику. Наиболее интересно она реализована в итальянском здравоохранении. Их опыт мы и взяли за основу, когда решили попробовать применить эту модель в лечении пациентов с хроническим вирусным гепатитом С.

Смысл модели заключается в том, что между поставщиком лекарств и плательщиком (в нашем случае это были медицинские организации Московской области) заключается договор на поставку препаратов. Но оплачивается только та часть лекарственных средств, использование которых привело к излечению пациентов.

То есть производитель принимает на себя риски (в том числе финансовый) того, что у кого-то из пациентов лечение его препаратами будет неэффективным. Но интерес фармбизнеса заключается в продвижении современных медицинских технологий в систему здравоохранения, поэтому нам не пришлось убеждать партнеров в необходимости применения модели риск-шеринга. Три компании - две иностранные и одна отечественная - практически сразу же согласились. Им известно, что минздрав Московской области реализует серьезную программу по выявлению и лечению больных хроническими вирусными гепатитами, и мы добились в этом определенных результатов. В отечественной практике при заболеваниях печени до сих пор большая часть пациентов вместо эффективного, современного, научно обоснованного лечения получает всевозможные "гепатопротекторы", биодобавки и гомеопатические средства "от печени", а по сути - пустышки, на которые тратятся миллиарды рублей.

Хронический гепатит С у некоторых пациентов приводит к формированию смертельно опасных осложнений - цирроза и рака печени. Но благодаря достижениям современной медицинской науки существуют лекарства, которые позволяют излечить пациента даже на стадии цирроза печени. Поэтому гепатит С - это идеальная возможность для реализации модели риск-шеринга. При других тяжелых хронических заболеваниях ситуация может быть другой. Например, в онкологии значительна доля заболеваний с неблагоприятным прогнозом. В такой ситуации доказанное улучшение состояния больного, прекращение прогрессирования болезни - это тоже результат, который может быть критерием эффективности лечения в рамках модели риск-шеринга.

Для клиники, которая принимает модель риск-шеринга, принципиально важными являются несколько позиций. Первая - тщательное соблюдение инструкции по применению препарата. К сожалению, у нас в России нарушения в этой сфере есть повсеместно. При использовании риск-шеринга это абсолютно недопустимо. И нам удалось исключить подобные ошибки. Вторая по сложности задача в лечении хронических пациентов, которые длительно получают терапию, - обеспечить комплаенс, то есть их приверженность лечению, точность и аккуратность в приеме препаратов. Это достигается последовательной и хорошо организованной работой медперсонала и сотрудников фармкомпаний, в ходе которой оценивается соответствие реальной клинической картины заболевания показаниям и противопоказаниям для этой терапии. Всего у нас получали лечение 400 пациентов с хроническим гепатитом С генотипов 2 и 3 и чуть меньше 100 пациентов, инфицированных вирусом генотипа 1.

После первого успеха договоров риск-шеринга компании предлагают нам еще более благоприятные условия закупок в рамках этой концепции

Результаты лечения вполне соответствуют данным об эффективности, заявленным производителями лекарственных препаратов: излечено 85 и 93-95 процентов больных хроническим гепатитом С соответственно. Те 15-20 процентов экономии финансовых средств, которая была получена за счет условий договора риск-шеринга, остались в распоряжении медорганизаций, закупавших препараты, и могут быть использованы для закупки следующих партий лекарств. По нашим подсчетам, их хватит на то, чтобы предоставить полный курс лечения еще 12 пациентам. Помимо этого мы получили значительные скидки, зависящие от объемов закупок. Мы довольны результатом, тем более что компании предлагают нам еще более благоприятные условия закупок в рамках этой концепции.

Какие выводы можно сделать на основании нашего опыта? Во-первых, что модель риск-шеринга в наших условиях вполне работоспособна. Во-вторых, по моему мнению, ее вполне можно распространить на закупки препаратов для выполнения госпрограмм и для льготного лекарственного обеспечения. В минздраве области сейчас изучают возможность применения этой схемы, в первую очередь в онкологии. Вопрос непростой, в лечении рака гораздо меньше определенности в исходах многих его форм. Но и тут определить эффективность или неэффективность лечения вполне возможно.

Если этот подход будет широко реализован в нашем здравоохранении, первое и самое главное, что мы получим, - это гораздо более полная стандартизация оказания медицинской помощи. То есть мы на деле перейдем к тому, о чем так долго говорим. Второй плюс - расширение применения высокоэффективных лекарств только и исключительно по показаниям. И здесь вопрос даже не в экономии средств. Мы создадим принципиально иную систему оказания помощи - ориентированную на результат. Сейчас наше здравоохранение ориентировано на процесс: мы считаем количество пролеченных и обратившихся в медучреждения, количество операций и т.д., но только не количество излеченных. А во главу угла должен быть поставлен результат лечения.

Кроме того, прекратятся бессмысленные назначения и закупки лекарств - никто и никогда из представителей фармбизнеса не пойдет на поставку лекарств с низкой или недоказанной эффективностью из-за высокого риска потерять деньги. И это будет дополнительный внешний контроль качества медицинской помощи. Концепция риск-шеринга может стать обязательной в реализации идеи лекарственного страхования пациентов при амбулаторном лечении. Например, оплата лекарств для лечения пациентов с высоким артериальным давлением должна осуществляться только при достижении его целевого уровня. Риск-шеринг может стать логичной частью трансформации нашей системы здравоохранения из "процессной" в ориентированную на результат.

Кстати

В апреле 2016 года первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов поручил начать проработку вопроса о возможности осуществления в трех регионах России инновационных моделей закупки лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд. В ноябре 2016 года было также поручено предусмотреть в госбюджете на 2017-2019 годы средства для проведения этого пилотного проекта.

Комментарии

Шебнем Авсар Туна, корпоративный вице-президент "Ново Нордиск" по России и СНГ:

В рамках реализации проекта инновационных методов закупок лекарственных средств (риск-шеринг) компания Ново Нордиск готова предложить регионам решение по долговременному улучшению контроля сахарного диабета при ограниченном бюджете. Сахарный диабет носит хронический характер. Поэтому важно разработать эффективный алгоритм лечения, позволяющий предупредить развитие тяжелых осложнений. В противном случае власти региона будут вынуждены выделять дополнительные бюджетные средства, связанные с внеплановыми госпитализациями пациентов и необходимостью проведения замещающей терапии. Мы понимаем, что оценка результатов лечения в рамках системы разделения рисков - это золотой стандарт, основывающийся на мировом опыте. В то же время на текущем этапе широкое внедрение системы разделения рисков при госзакупках затруднено в связи с инфраструктурными ограничениями и сокращением бюджетных средств. Вместе с тем компания Ново Нордиск готова предложить простую, понятную и не требующую дополнительных инфраструктурных вложений схему, основанную на соглашении о разделении затрат. Эта схема позволяет пролечить большее количество пациентов с сахарным диабетом за фиксированный объем денежных средств.

Екатерина Погодина, исполнительный директор компании "Янссен", фармацевтическое подразделение "Джонсон & Джонсон", член совета директоров AIPM:

- Компания "Янссен" приветствует прогресс, достигнутый в подготовке к реализации инновационных моделей контрактов на закупку лекарственных препаратов. В прошлом году минздраву удалось существенно продвинуться в этом направлении. Ряд пилотных проектов планируется к запуску в 2017 г. Их старт в трех регионах является одним из ключевых этапов, а результат будет основой для оценки системы в целом и возможностей ее последующего широкого применения. Важным критерием представляется возможность одновременной реализации субъектами различных типов инновационных моделей - оплата за результат, цена-объем, разделение затрат на терапию в зависимости от ее эффективности. Это позволит сделать выводы о применимости разных моделей для российской системы здравоохранения. Достижение "пилотами" ожидаемых государством показателей в нынешней непростой экономической ситуации способно сделать инновационные модели закупок лекарств, уже успешно применяемых в других странах, неотъемлемой частью долгосрочной стратегии развития системы здравоохранения и лекобеспечения в России. "Джонсон & Джонсон" выступала одним из инициаторов внедрения в России таких подходов и продолжает в сотрудничестве с заинтересованными сторонами оказывать экспертную поддержку в их поиске и разработке. Они будут способствовать более эффективному расходованию бюджетных средств и расширению доступа пациентов к инновационным препаратам.

Андрей Шутов, директор бизнес-подразделения специализированных препаратов компании "Санофи":

- Пилотные проекты по разделению рисков мы считаем потенциальными и интересными. Ключевая задача "Санофи" как производителя инновационных высокоэффективных и безопасных препаратов - повышение доступа пациентов к ним. Затраты государства на современное лекобеспечение, особенно по отдельным терапевтическим направлениям, огромны. Компания "Санофи" готова оказывать поддержку в этом вопросе. Примером служит предложение по разделению рисков по препарату для лечения рассеянного склероза, направленное в минздрав. Компания открыта для обсуждений и сотрудничества с государством как по этому проекту, так и по другим группам препаратов. Для России модели распределения рисков являются новеллой, в том числе и в плане регулирующих норм. Поэтому разработанная и предложенная нами схема разделения рисков в области рассеянного склероза максимально адаптирована к российским реалиям.

Сергей Зверев, директор департамента по выводу препаратов на рынок и внешним коммуникациям, MSD в России:

- MSD имеет богатый международный опыт работы по инновационным моделям договоров на поставку лекарственных препаратов. Мы сразу заявили о своей готовности участвовать в пилоте в такой сложной медицинской области как аутоиммунные воспалительные заболевания. Наше предложение строится на модели оплаты за результат лечения. Его поддержал минздрав, и мы видим заинтересованность на уровне регионов, причем как со стороны экспертного сообщества, так и организаторов здравоохранения. Не секрет, что бремя аутоиммунных воспалительных заболеваний очень велико. Только в трех регионах, с которыми мы обсуждаем данный проект, на терапию таких заболеваний ежегодно тратится более 2 млрд рублей. Планируется, что реализация проекта, после достижения всех согласований, начнется уже к середине года. Мы уверены, что подобные проекты будут способствовать повышению доступности инновационной терапии для тех пациентов, которым она может помочь наилучшим образом, при более эффективном расходовании бюджетных средств. С другой стороны, это позволит наработать устойчивые механизмы взаимодействия между участниками рынка, организаторами и регуляторами, и тем самым способствовать совершенствованию подходов к организации здравоохранения.