Это применение должно быть правомерным. То есть, законным и основанным на решении директора Федеральной службы войск национальной гвардии России. Если же росгвардеец пустил в ход оружие самовольно, допустим, в ходе какой-то личной разборки, то это уже - статья Уголовного кодекса.
По сути, речь идет о плате за разрушения при проведении спецопераций. Предположим, есть оперативная информация, что какой-то злодей захватил в квартире заложников. Бойцы спецназа при спасении людей могут выбить двери и окна, повредить мебель и бытовую технику. Бывает и так, что кто-то сообщает о заминированной машине. Чтобы это проверить, машину приходится вскрывать. Ущерб, однако. И подобных примеров можно привести десятки.
Раньше такие ситуации либо решались в суде, либо не решались никак. Теперь недавно созданную силовую структуру обяжут извиняться за пусть и невольно, но все же вред, причем - финансово.
В проекте документа прописана процедура такого извинения. Гражданин или организация подает заявление с приложением к нему документов, подтверждающих факт и размер причиненного вреда, в орган управления, воинскую часть, образовательную организацию высшего образования, организацию войск национальной гвардии РФ, территориальный орган Росгвардии, чьими военнослужащими причинен вред. Для рассмотрения заявлений создается комиссия по возмещению вреда. Положение и состав комиссии, порядок рассмотрения заявлений утверждаются директором.
Возмещать вред будут из бюджета Росгвардии. А если денег не хватит, Минфину предписано выделить дополнительные ассигнования.
Вместе с тем, в проекте документа подчеркнуто, что "действие настоящего постановления не распространяется на случаи возмещения вреда, причиненного военнослужащими войск национальной гвардии РФ при пресечении террористического акта правомерными действиями". Однако, это все равно не значит, что разрушенный в ходе боя дом или расстрелянная машина с террористами не будут компенсированы. Будут, но по другим документам.
Юристы отмечают, что создается уникальный прецедент для всех силовых структур - их обяжут отвечать за свои действия, в том числе ошибки. А главное, люди, носящие погоны, станут более бережно относиться не только к своему, ведомственному, но и к чужому имуществу. Вспомним, сколько недовольства у населения вызывали проселочные дороги, перепаханные танками в ходе учений, вылетевшие стекла в домах рядом с полигонами и арсеналами. Не пора ли за это платить? Причем не по судебным искам, а по факту.