Очевидно, что санкции являются инструментом для достижения скрытых целей и ведения нечестной конкурентной борьбы. Иначе, как объяснить тот факт, что поводом для их введения послужило присоединение Крыма к РФ. И касаются они таких вопросов, как доступ нефтяных компаний на международные финансовые рынки, нефтедобыча на арктическом шельфе, разработка трудноизвлекаемых запасов, глубоководных и сланцевых месторождений. Подобные меры напрямую увеличивают риски ведения бизнеса, мешают реализации значимых проектов, создают преференции для других игроков на нефтяном рынке и способствуют вытеснению российских компаний из азиатско-тихоокеанского региона, где постоянно растет уровень энергопотребления. Однако Суд проигнорировал подобные очевидные вещи.
"Любые санкции против российских компаний являются незаконными. На этот счет можно сказать одно: все санкции, которые применяются против российских компаний, незаконны. Я бы предложил этому суду познакомиться с уставом ООН. Только Совет безопасности ООН имеет политическое право объявлять санкции в отношении государств и иностранных компаний", - приводят слова замглавы МИД России Алексея Мешкова РИА Новости.
Суд так же отказался признать тот факт, что односторонние экономические санкции по определению ограничивают торговлю и противоречат действующим положениям Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС, подписанного в 1994 году. Решение ЕС о введении санкций, фактически, является легитимированным отказом от своих международно-правовых обязательств. В то время как принцип обязательности исполнения договора является незыблемым фундаментом деловых отношений в Европе и не должен нарушаться в связи с сиюминутной политической конъюнктурой.
Кроме того, суд проигнорировал существующие собственные прецеденты, когда решение о санкциях ЕС было пересмотрено этим же судом в связи с отсутствием веских аргументов. Например, иранские банки, включенные в санкционный список Евросоюза, успешно обжаловали постановление ЕС. Суд признал, что они не связаны с ядерной программой ИРИ, которая была объектом санкций, а наличие тесных связей с иранским государством не является достаточным аргументом для их включения в список. Таким образом Иранские прецеденты закрепили в европейском правовом поле принцип, согласно которому санкции должны иметь доказательную базу и четкие формулировки. Но в случе с "Роснефтью" этот принцип был проигнорирован.
Помимо всего прочего, подобное решение Суда "бьет по своим". Санкции бумерангом ударяют по европейской индустрии и финансовому сектору. В одной только Германии 300 тысяч рабочих мест привязаны к производству оборудования, импортируемого в Россию.
Санкции наносят экономический ущерб европейским партнерам "Роснефти", производящим технологическое оборудование, европейским банкам и инвестиционным фондам, которые сотрудничали с "Роснефтью" по кредитным соглашениям и стремились инвестировать в развитие российской нефтяной промышленности.
"Роснефть" является международной публичной компанией, акции которой торгуются на российских и международных биржевых площадках. Среди акционеров "Роснефти" - десятки тысяч частных лиц, в том числе иностранцев. Крупнейшим после российского государства акционером является концерн BP, которому принадлежит 19,75% акций компании. С конца прошлого года 19,5-процентным пакетом акций "Роснефти" владеет также международный консорциум, в который входят швейцарский нефтетрейдер Glencore и Суверенный катарский фонд. Таким образом, практически половина акций Компании принадлежит международным акционерам. И политически мотивированные санкции наносят им серьезный ущерб: мешают эффективной работе менеджмента, ограничивая доступ к финансовым рынкам и создают препятствия для реализации перспективных проектов.
"Роснефть" является крупнейшим поставщиком энергоносителей в ЕС и, как следствие, значительный сегмент инвестиционной деятельности Компании был направлен на реализацию проектов в Европе. Однако, с введением санкций это направление деятельности пришлось значительно ограничить. Следовательно, санкции имели пагубные последствия для большого числа европейских компаний.
Фактически, дело "Роснефти" поднимает фундаментальный вопрос о системе распределения властей в ЕС, противоречиях между наднациональными и межгосударственными институтами. Когда решения органа исполнительной власти, фактически, нарушают контрактные права - что это как не разрушение устоев европейской правовой системы? Приняв законодательный акт, Совет ЕС нарушил основополагающие принципы функционирования ЕС. По вопросам, связанным с Общей Внешней Политикой и Политикой Безопасности (ОВПБ) решения принимаются единогласно на основании Договора о Европейском Союзе. Такие решения являются политическими и должны устанавливать основные принципы, касающиеся ОВПБ. Дальнейшие положения, связанные с практической реализацией решения, разрабатываются Еврокомиссией и другими органами ЕС и принимаются на основании Договора о функционировании Европейского Союза. В случае санкций ЕС относительно России, Совет ЕС принял настолько детализированное решение, что оно фактически подменяет собой законодательный акт. Таким образом, Совет ЕС проигнорировал законодательную процедуру и узурпировал полномочия, исключив из процедуры принятия нормативных актов другие органы ЕС.
И Европейский Суд в данном случае не стал противиться юридическому произволу, который объясняется "интересами общественной безопасности". Суд отказался пересматривать политизированные решения Совета ЕС, которые были приняты с целью оказать давление на государство, но нанесли при этом ущерб частным компаниям и лицам, не имеющим отношение к предмету политических противоречий.
Несмотря на то, что убедительная аргументация незаконности санкционных мер, предоставленная Компанией в Суде справедливости ЕС, была фактически проигнорирована, "Роснефть" продолжит последовательно защищать интересы своих акционеров, в том числе и от влияния неправомерных санкционных ограничений, используя все имеющиеся в ее распоряжении правовые инструменты.