С одной стороны - кризис, и ювелиры стараются удешевить каждую единицу драгоценной продукции. С другой - меняются потребительские ценности. Вместо фамильных золота и бриллиантов родственники и друзья чаще балуют близких технологичными подарками - телефонами и смартфонами.
Об этих и других тенденциях мы разговариваем в Московской государственной инспекции Пробирного надзора. Главная задача этого старейшего учреждения (317 лет со дня основания в России), наделенного полномочиями по госконтролю за производством, хранением и торговлей изделиями из драгоценных металлов - золота, серебра, платины, палладия - гарантировать потребителю содержание драгоценного компонента в изделии.
Пробирная палата имеет несколько десятков госинспекций и подразделений по всей стране. Сюда привозят на апробирование, а фактически на проверку и клеймение, изделия отечественные и иностранные ювелиры, импортеры и экспортеры, скупщики и владельцы ломбардов. В России запрещен оборот ювелирных изделий без государственного пробирного клейма, государственная монополия на которое принадлежит Российской государственной пробирной палате при министерстве финансов.
От музеев и от частных лиц на экспертизу в Пробирную палату часто поступают археологические находки, клады, предметы быта из драгметаллов времен античной Греции и Рима, Чингисхана и последних Романовых. А потому здесь знают много историй о кладах и кладоискателях, версий о местах вечных поисков.
Регулярно в инспекциях принимают изделия от физлиц. Как правило, люди интересуются содержанием золота - серебра в антиквариате, но в последнее время чаще всего проверяют на подлинность украшения, сделанные в Турции, Индии, Арабских Эмиратах, Китае. В некоторых странах на ювелирные изделия выдают именные сертификаты. Но чем они увесистее и дороже, тем больше гложут сомнения. "До слез многие переживают, если экспертиза не подтверждает состав", - отмечают в палате.
В российских ювелирных магазинах тоже надо проявлять бдительность. Инспекторы пробирного надзора ежегодно осматривают сотни тысяч изделий. Часть из них - с фальшивыми государственными клеймами или вовсе без таковых - снимают с продажи.
Ведущий пробирер (есть такая профессия) Ольга Иванова указывает на тонкости. При проверке для каждого драгметалла используется свой химический реактив, который точно определяет заявленную пробу и содержание драгметалла.
Еще мы узнаем, что помимо желтого есть зеленое, белое, красное, черное, розовое, голубое золото. "Оттенки и качество зависят от состава сплавов и примесей", - поясняет Ольга Иванова. Многие итальянские дизайнеры "балуются и подкрашивают" золотые изделия, которые быстрее раскупаются ценителями авторских коллекций.
А есть "цыганское золото" или попросту голимая фальшивка - начищенная до золотого блеска медь или бериллиевая бронза. Иногда вместо покрытия изделий родием - дорогостоящим металлом платиновой группы - чтобы блестело - недобросовестные изготовители для блеска используют никель. Он дешевле, но может вызывать аллергию.
Иногда в Пробирную палату для клеймения импортеры доставляют партии изделий "с покрытием". Они из драгоценных металлов, но покрыты недрагоценными, например, никелем. "Их мы возвращаем в незаклейменном виде, продавать их не имеют права", - говорит Дмитрий Замышляев.
К слову, в ЕС оборот ювелирных изделий с никелевым покрытием, как вредным для здоровья, запрещен. Некоторые ювелиры завышают в изделии содержание вредного для здоровья кадмия или добавляют запрещенный свинец. Это в первую очередь относится к изделиям, прибывшим из Азии и стран Востока, предупреждают в Пробирной палате.
В России исторически популярно красное золото 585-й пробы либо высветленное лимонное золото, в которое входят медь, серебро, цинк. Из него в основном производят обручальные кольца, которые служат всю жизнь, цепочки и кулоны. В желтом золоте самой низкой 375-й пробы больше меди. И оно самое дешевое.
999 - высшая проба мягкого ювелирного золота. Самого дорогого, именно в этой пробе содержится 99,9 процента химически чистого золота. Еще век назад золотые монеты в прямом смысле пробовали на зуб скупщики и ростовщики - определяли качество - в царских червонцах содержалось 90 процентов чистого золота, которое при надкусывании, в отличие от меди, немного мнется.
Платина и палладий - еще два драгоценных металла, которые химически проверяют и клеймят в Пробирной палате. Среди российских любителей украшений они не раскручены. Повышенным спросом платина пока пользуется у китайцев. Палладий ценится в мужской моде - из него делают цепи, запонки, кольца.
В год импортеры и российские ювелиры клеймят в Пробирной палате изделий из платины и палладия в пределах 100 килограммов. А изделий из золота и серебра только в прошлом году заклеймили 235 тонн.
Фирменное российское государственное клеймо мы рассматриваем под лупой. Как правило, его наносят на ту часть изделия, которая не видна при ношении.
Взамен пятиконечной звезды советских времен знаком государственного клейма с 1992 года стал чуть измененный дореволюционный знак клейма Российской империи - профиль девушки в кокошнике. Сегодня мошенники часто новодел выдают за антиквариат, прибегая к впаиванию в изделие клейма "звезды", "рабочего с молотом" или "девушек в кокошниках" царских времен. Но экспертиза суррогат быстро отбраковывает.
Четыре года назад участники ювелирного рынка драгоценных металлов заспорили - зачем клеймить золотые и серебряные украшения, мол, затратно и грубо, а во многих странах - в США, Индии, Китае - такой способ вообще не применяется. На волне дискуссии ювелиры добились-таки поправок в законодательство. Серебряные изделия массой до 3 граммов разрешено сегодня не клеймить. Но парадокс - большинство ювелиров почин не подхватили. По словам пробиреров, серебряные мелкие изделия по-прежнему привозят и клеймят, ведь наличие государственного клейма на изделии для потребителя знак качества, бренд РФ.
Кстати, цена клеймения в России за одно золотое изделие - 10-25 рублей, за серебряное - от 3 рублей. В Англии и Швейцарии в разы дороже. И еще для полноты картины. В Америке нет клейм, но есть репутационное клеймение. Для изделий из драгметаллов знаменитых Тиффани и Булгари его заказывают в Британии и в Швейцарии. В Китае производители подтверждают качество золотых изделий именниками. Наказание за обман покупателей - вплоть до высшей меры.
"У нас голевой досмотр, пальчики в золото не опускать", - напутствует директор аффинажного завода по производству химически чистого золота Владимир Сонькин. В каждой шутке есть доля правды.
Работников предприятия каждую смену, по установленным правилам, досматривают на золотые микрочастицы, рабочую одежду и обувь обрабатывают спецаппаратурой.
Журналистов, фотокорреспондентов, съемочные группы предупреждают особо: близко к плавке не подходить. Аффинаж (очищение от примесей) опасен - это кислоты, щелочи, свинец, печи, открытый огонь, температура плавления 1350 градусов. "Зрелищно, красиво. Золото - металл магический, завораживает", - предупреждает Сонькин.
В этом мы убедились сами, глядя, как три богатыря-плавильщика разливают ковшами жидкую золотую массу по мерникам. Картина не для слабонервных: "розлив" вручную будущих банковских слитков. Спустя несколько часов масса загустеет, остынет и превратится в вполне осязаемый золотовалютный запас страны. Слитки пробой 999,9 и весом от 11 кг для золота и до 30 кг для серебра завтра пополнят хранилища ЦБ, коммерческих банков, будут торговаться на мировых площадках драгметаллов.
Завод производит до 66 тонн золота ежегодно. Это же касается серебра, платины, палладия, осмия, иридия и других металлов платиновой группы. За последние пять лет предприятие преобразилось - благодаря собственной научно-производственной базе заводские изобретатели придумали и запатентовали ноу-хау, позволяющие перерабатывать сырье за короткий цикл в экологических условиях по конкурентным ценам и качеству.
"Приокский завод цветных металлов" в Рязанской области - режимное стратегическое предприятие, которое, в том числе, в случае чрезвычайных ситуаций обеспечивает безопасность государства. Золото в войну меняли на хлеб и танки. А надзор за аффинажем ведут представители Пробирной палаты.
На всех 11 российских аффинажных предприятиях есть такие группы постоянного контроля. В круговороте драгоценных металлов аффинажные заводы занимают ключевое место, потому как от момента добычи драгоценных металлов, когда их извлекают из почв грязной рудой, до ювелиров, госфондов, хранилищ банков и мировых бирж, куда они попадают в виде благородных сияющих слитков, идет многоступенчатый процесс химической "царской" очистки от вредных для здоровья примесей.
При аффинаже руда проходит через десятки операций и рабочих рук. Спектр готовой продукции - это золото во всех его состояниях - в виде порошков, гранул, пластин, фольги, полос, проволоки, прутков. Все это - золотой фонд страны. Запасы золота в хранилищах российских банков за 2016 год увеличились в 2,1 раза - до 69,8 тонны, следует из отчетности банков. Наращивает золотой запас и ЦБ. В международных резервах его за год стало на 14,1 процента больше.