Группу журналистов из России встречает MiRO - то ли ослик, то ли кролик... В общем, неведомый зверь из пластика и железа, созданный на замену домашним питомцам. Он мило пищит и угукает, закрывает глаза от почесывания за ушком, поворачивается на голоса. Сама идея не нова: подобных роботов-компаньонов уже используют в разных странах мира для реабилитации в больницах, поддержки аллергиков и людей с деменцией. Но вот исполнение MiRO - по высшему классу: восемь степеней свободы, стереоскопическое зрение, а слух, как у кролика, а также сенсорная чувствительность, восприимчивость к свету. В носу - система эхолокации наподобие той, что используют летучие мыши. Плюс ко всему - микродатчик, определяющий приближение к краю поверхности и защищающий от падения.
- Научный подход к созданию роботов-компаньонов мы разрабатываем более 20 лет. Он основан на понимании интеллекта животных и людей, - говорит директор центра, профессор Университета Шеффилда Тони Прескотт. - А чтобы сделать их более реалистичными, используем идеи из психологии и неврологии.
Реакции MiRO - очень естественные: его поведение разработчики хотели максимально приблизить к животному. По их прогнозам, лет через 10 это перестанет быть фантастикой, и электронные "мозги" действительно научатся понимать мир на уровне братьев наших меньших. А вот группа из роботов, способных самообучаться и принимать коллективные решения подобно насекомым, - уже вполне реальная задача. На столе - сотни жужжащих миниботов размером с флешку. Они носятся по полигону как муравьи или тараканы. В центре - два руководящих бота, посылающих инфракрасные сигналы остальным "рабочим". Сначала те двигаются хаотично, но потом, принимая сигнал небольшими антеннами-"усиками", начинают собираться в группы. От зрелища, как этот "суперорганизм" совместными усилиями двигает по полу коробку, становится немного жутко.
- Такие роботы могут обучить друг друга, а потом работать автономно, - говорит доктор Родерих Гросс. По его словам, миниботы будут полезны в изучении естественных систем, таких как стаи рыб или рои пчел. Кстати, в последние годы популяция пчел резко сокращается. Исследователи надеются, что изучив поведение роботов, смогут помочь энтомологам понять причину. Робототехники хотят смоделировать мозг пчелы, его сложные визуальные навигационные и когнитивные функции и перенести их в летающий дрон. Проект так и называется - "Зеленые мозги". Проще говоря, робот должен уметь ориентироваться в пространстве, анализируя поступающую с камер картинку, самостоятельно принимать решение с учетом меняющихся факторов. И самое главное - соотносить свои действия с поведением других дронов, летающих неподалеку. Уместить способные на это электронные "мозги" и приличный аккумулятор в небольшом легком роботе - задача не из простых.
Сразу за дронами - мощные промышленные роботы. Студентка буквально "на пальцах" объясняет огромному металлическому манипулятору, как правильно доставать болты из тонкой прозрачной трубки. Она перемещает руку по нужной траектории, а тот повторяет эти движения быстро и самостоятельно. Как не навредить человеку, работая с ним в связке? Сможет ли робот вовремя остановиться, если произойдет сбой в программе или нештатная ситуация на производстве? Ученые пытаются отработать все возможные ситуации.
К чему это все приведет? К примеру, известный британский ученый Стивен Хокинг считает, что разработка полноценного искусственного интеллекта "может означать конец человеческой расы", так как робот выйдет из повиновения человека. Но в Университете Шеффилда сюжетов из "Терминатора" не опасаются. Наоборот, хотят создать андроида, способного осознавать себя.
Самый "человечный" робот - малыш iCub: гладкая пластиковая голова, огромные удивленные глаза, приветливая улыбка из светодиодов. "Привет, ты кто? Что это на столе? Игрушечная панда? Я понял, это панда. Что это рядом? Я понял, мой средний палец"! iCub заваливает разработчиков вопросами. По словам инженера Дэниэла Стила, это один из самых продвинутых роботов в своем роде: 53 степени свободы, продвинутое осязание, зрение и зрительно-моторная координация.
- Мы пытаемся смоделировать познавательную структуру человеческого мозга. К примеру, уровень любопытства робота зависит от того, сколько незнакомых предметов он фиксирует, - рассказывает Дэниэл. - Малыш может думать и учиться у окружающего мира. Следующий этап - дать ему подобие человеческой памяти, шанс использовать свой опыт для предсказания будущих действий.
Кстати
2017 год стал Годом науки и образования Великобритании и России, который организован Британским Советом и Посольством Великобритании в Москве при участии Минобрнауки России. Предусмотрены десятки ключевых мероприятий: семинары, выставки, олимпиады, "круглые столы"... В них примут участие более 18 британских университетов и десятки российских вузов. Россию, например, ждут мастер-классы от ведущих британских экспертов "Популяризируя науку: как устроить большой взрыв". Тотальный диктант по английскому языку, запуск "Научного поезда" в Московском метрополитене, который украсят цитаты знаменитых британских ученых. Осенью в школах России и Великобритании пройдет перекрестная "Неделя науки". Кроме того, дополнительные средства выделены на совместные исследования коллективам российских и британских ученых.