Во-первых, законопроектом предполагается введение ограничений на ввоз из стран Евразийского экономического союза физическими лицами немаркированной российскими акцизными марками спиртосодержащей продукции крепостью более 28 градусов: на одного человека - не более 5 литров. Нарушение этой нормы повлечет за собой административный штраф от 3 до 5 тысяч рублей с конфискацией товара.
Во-вторых, в целях усиления контроля за железнодорожными перевозками этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции крепостью более 25 градусов законопроект обязывает перевозчиков оснащать подвижной состав специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения. Это обеспечит передачу данных о перемещении таких транспортных средств в единый информационный центр.
В-третьих, предлагается изменить порядок выдачи лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: наличие неуплаченного административного штрафа за правонарушения в этой сфере должно стать основанием для отказа в выдаче лицензии.
В-четвертых, законопроект содержит нормы, которые послужат усилению контроля за производством и оборотом медицинского спирта и спиртосодержащих лекарственных препаратов. Как показала проверка, проведенная Счетной палатой в прошлом году, имеются серьезные недостатки в осуществлении контроля за оборотом медицинского спирта. В результате он уходит на "черный рынок" и используется для производства нелегального алкоголя.
В-пятых, чтобы избежать уплаты акцизов, некоторые производители суррогатов продают спиртосодержащие жидкости под видом пищевых добавок или непищевых продуктов: лосьонов, средств для ванны и так далее. В последнее время эту продукцию стали распространять в торговых автоматах, где ее может приобрести в любое время суток любой гражданин, в том числе ребенок. Принятый нами законопроект полностью запрещает розничную продажу спиртосодержащей пищевой продукции, а также запрещает розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции через торговые автоматы (при этом органы государственной власти субъектов Федерации наделяются правом определять места продажи с учетом специфики своего региона).
В-шестых, серьезную обеспокоенность вызывает продажа алкоголя через Интернет. В соответствии с действующим законодательством она запрещена, так как при такой торговле невозможно контролировать соблюдение запрета на продажу в ночное время или запрета на продажу несовершеннолетним. Однако действующий сейчас порядок блокировки сайтов занимает много времени. Пока решается вопрос о блокировке одного сайта, открываются десятки других. Поэтому законопроектом вводится внесудебный порядок блокировки сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже алкогольной продукции дистанционным способом. Также вносится изменение в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающее штраф за распространение указанной информации в размере от 3 до 5 тысяч рублей для физических лиц и от 400 тысяч до миллиона рублей для юридических лиц.
Уверен, что законопроект, принятый нами в первом чтении, будет способствовать уменьшению количества контрафактной и некачественной спиртосодержащей продукции и позволит в будущем избежать массовых отравлений ею людей.