Напомним, что процедура добровольного расставания государства-члена с Евросоюзом прописана в пяти параграфах и 264 словах статьи 50 Лиссабонского договора от 2007 года. Уходящая страна должна уведомить Европейский совет о своем намерении, после чего провести переговоры и достичь соглашения с ЕС о будущем взаимодействии. До сих пор ни одна страна не пользовалась этой статьей, которая, к слову, сформулирована довольно расплывчато, поэтому Британия станет первопроходцем и создаст прецедент, к которому, при необходимости, смогут прибегнуть другие государства.
Как первый в истории процесс европейского развода будет выглядеть в реальности? Уже в среду утром глава британского правительства Тереза Мэй представит членам парламента 8-страничный документ, которым она от лица Соединенного Королевства уведомит Брюссель о начале процесса выхода страны из Европейского союза. Постоянный представитель Британии при Евросоюзе сэр Тим Бэрроу еще на прошлой неделе предупредил председателя Евросовета Дональда Туска, что в эту среду следует ожидать письма из Лондона. В течение 48 часов с момента получения этого послания Туск направит 27 главам государств и правительств Евросоюза предварительные рекомендации Брюсселя относительно грядущих переговоров с Лондоном, на которые отводится ровно два года. Теоретически этот срок может быть продлен, но только с согласия всех стран Евросоюза. Опять же теоретически в течение этих двух лет Британия может еще отказаться от "брекзита", что, конечно, совсем маловероятно. Во всех остальных случаях дата 29 марта войдет в историю Европы как день, когда Лондон, как выражается местная пресса, "спустил курок". Однако этот выстрел, если и попадет в цель, то очень нескоро. Прежде всего потому, что в Евросоюзе не горят желанием облегчить Британии процесс развода - чтобы другим было неповадно.
Уже известно, что Лондону не стоит надеяться на столь необходимый кабинету Мэй немедленный старт переговоров. Саммит ЕС, на котором главы государств и правительств оставшихся 27 стран без Великобритании обсудят свои исходные позиции и требования, назначен на 29 апреля. Таким образом, уже потерян один месяц. По словам главного переговорщика от Евросоюза Мишеля Барнье, которого цитирует Guardian, фактически переговоры эти должны завершиться не к марту 2019 года, а к октябрю 2018, чтобы до марта соглашение успели ратифицировать и Британия, и страны - члены Евросоюза, и Европарламент. "Ясно, что период непосредственных переговоров будет короче, чем два года. С учетом всех деталей останется меньше 18 месяцев", - заявил он на своей первой пресс-конференции после назначения на эту должность. Также из процесса выпадает период до конца весны - из-за президентских выборов во Франции, а также начало осени текущего года из-за парламентских выборов в Германии.
По словам Барнье, прежде всего в Евросоюзе планируют определить статус британцев в Евросоюзе и граждан ЕС на туманном Альбионе, вопрос границы между Северной Ирландией и Ирландией, а также решить весьма спорные финансовые проблемы. Как сообщает польская Gazeta Wyborcza, Брюссель хочет, чтобы Лондон даже после "брекзита" продолжал выполнять свои обязательства по бюджету союза на 2014-2020 годы, а это около 10 миллиардов евро ежегодно. "Выход из ЕС бесплатный, но по счетам нужно платить", - пояснил Барнье. За этим последуют переговоры о новом торговом соглашении между ЕС и Британией, а также обсуждение вопросов обороны и безопасности.
Тем временем на туманном Альбионе будут пересматривать 14 тысяч базовых актов, которые с 1973 года являются частью британского общего права. По словам Мэй, "Великий билль об отмене" даст британцам возможность внимательно проанализировать европейское законодательство, которое станет британским, что-то поменять, а что-то и вовсе отменить. Вся эта работа должна завершиться к марту 2019 года.
Во вторник парламент Шотландии одобрил проведение второго референдума о независимости от Великобритании. Первый министр Никола Стерджен настаивала на необходимости повторного плебисцита, аргументируя это тем, что с момента, когда в 2014 году жители проголосовали против отделения, в Великобритании произошли очень важные изменения. В частности, мнение Эдинбурга не было учтено при принятии решения о выходе страны из Евросоюза. А в Шотландии, напомним, 62 процента проголосовали против "брексита".
Теперь первый министр получила право подать в британский парламент официальный запрос о проведении нового референдума. И если это голосование, как того хотят в Эдинбурге, пройдет до выхода Британии из ЕС, и шотландцы одобрят отделение, Шотландия сможет остаться в Евросоюзе. Против этого выступает британский премьер Тереза Мэй, которая уже заявила, что "сейчас не время", и проведение референдума в любом случае необходимо отложить до завершения переговоров по выходу страны из Евросоюза. Накануне она приехала в Глазго, где встретилась с первым министром Шотландии. По данным местных СМИ, их встреча в одном из местных отелей продолжалась около часа, но убедить Стерджен Терезе Мэй так и не удалось. Более того, после этой встречи Первый министр сообщила журналистам, что теперь и вовсе не видит причин откладывать референдум. Тереза Мэй рассказала ей, что все переговоры между Британией и ЕС будут завершены до осени 2018 года, так что до марта 2019-го у шотландцев останется время самим решить свою судьбу.