28.03.2017 15:07
    Поделиться

    Время цифровых ремесленников: как размножаются мейкеры

    В советское время энтузиасты инженерного творчества обретались в домах пионеров и назывались самоделкиными, авиа- и судомоделистами, радиолюбителями. Потом настала пора программистов и хакеров. Сейчас мы живём в эпоху цифровых ремесленников, которые называют себя мейкерами (производное от многозначного английского слова make - делать, творить, создавать). Именно на них будет ориентироваться инновационная экономика.

    Гаражный этап роботостроения

    Санкт-Петербург, кампус СПбПУ

    В питерском Политехе открывают фаблаб. Помещение напоминает школьный кабинет труда из будущего: 3D-принтеры, станки лазерной резки… Журналисты не понимают, зачем сюда свезли столько народу. Ребята-технари объясняют, что "фаблаб" - это от английского fabrication laboratory - производственная лаборатория. Здесь любой политеховец может что-то смастерить. Аналогичные фаблабы открываются один за другим по всей стране. Зачем?

    Объясняет Игорь Агамирзян, генеральный директор Российской венчурной компании:

    - Отрасли производства, меняющие мир - автомобилестроение, гражданская авиация, персональные компьютеры, интернет, мобильная связь - на первых порах развивались сходным образом. Сначала они проходили так называемый гаражный этап - это когда практически на коленке делают первый автомобиль или компьютер и прорываются в лидеры рынка. На втором этапе рынок уже поделен между ограниченным числом крупных игроков. К сожалению, в России этап "гаражных лидеров" в IT-индустрии безнадежно упущен. И сейчас очень важно не упустить гаражный этап в роботостроении.

    Начинаю понимать: фаблабы нужны для революции. В девяностых наш мир изменили компьютеры, в нулевых - сотовая связь и интернет. В скором будущем это должны сделать роботы.

    - Цифровое оборудование делает экономически выгодным отказ от массового производства и возврат к "индивидуальному пошиву" на новой технологической базе, - продолжает Агамирзян. - Это повышает роль малого бизнеса. И если технологически он будет оснащен не хуже крупного, то нас ждет расцвет "бутиковой" модели производства.

    Получается, речь не просто о смене индустриальных технологий, а о новой экономике, где каждый будет конструкторским бюро и заводом в одном лице. Но для этого нужно найти или вырастить первопроходцев. Чтобы обучить и подготовить их, открывают фаблабы. А вот где взять таких героев в достаточном количестве? Как их размножить?

    Поколение мейкеров

    Рим, международная ярмарка MakerFaire

    - Мейкеры - это наша нефть!- гордо заявляют организаторы фестиваля MakerFaire.

    Этого "золота" здесь хватает. Все пространство кампуса Римского университета Ла Сапиенца усеяно шатрами со стендами и лавочками мейкеров. Даже врата местной церкви украшает плакат с изображением Творца и фразой: "Я был мейкером задолго до того, как это стало модно".

    Здесь есть все - от принтера, печатающего шоколадные конфеты с разной начинкой, до почти настоящих ракет. На MakerFaire можно встретить и первых представителей следующего гаражного поколения - биохакеров, тех, кто программирует живые объекты, меняя их гены.

    По здешним лабиринтам меня водит Алексей Николаев, директор программы Intel по работе с вузами России и развитию технологического предпринимательства. Алексей читает в МГУ им. М.В. Ломоносова курс лекций, развивающий мейкерский подход к жизни. Студенты сами придумывают, над какими проектами им работать.

    Алексей объясняет, что мейкеры - это преемники инженеров 70-х, которые с энтузиазмом осваивали компьютеры. Благодаря их любопытству возникли текстовые редакторы, таблицы для работы с данными, компьютерные игры.

    - А нынешнее поколение должно придумать удобные модели использования робототехники? - спрашиваю я у Алексея.

    - Да. Например, нужно сделать комфортной и простой в использовании носимую электронику. Захотят ли люди в будущем пользоваться фитнес-трекерами, умной одеждой? Этого мы пока не знаем. Зато у технических энтузиастов есть поле для экспериментов. Как говорят в Intel, "нас ограничивают не технологии, а уровень нашей фантазии".

    Считается, что цифровые ремесленники возникли в результате слияния двух субкультур: хакеров и тех самых самоделкиных. Как писал Крис Андерсон, редактор журнала о компьютерных технологиях Wired, "мейкеры работают с физическими атомами так же, как хакеры с битами информации". Андерсон первым заявил, что дешевые технологии быстрого прототипирования предвещают новую индустриальную революцию.

    - Можете нарисовать портрет типичного русского мейкера? - продолжаю допрашивать Алексея.

    - Чаще всего это студент, который получает техническое образование. Он интересуется программированием, роботами, новыми вычислительными платформами, носимой электроникой, интернетом вещей. У него хорошие инженерные навыки и творческая жилка.

    Важен совсем не талант

    Москва, финал конкурса "Ученые будущего" в МГУ

    Учащиеся со всей России демонстрируют свои изобретения и исследовательские проекты. Рассматриваю чертеж: в это трудно поверить, но школьница нашла способ повысить КПД автомобильного двигателя. Оказавшийся рядом старшеклассник предлагает примерить сконструированные им очки дополненной реальности.

    И все-таки откуда берутся люди, способные создавать новое? Ведь школа озабочена подготовкой к ЕГЭ, а не развитием творческого мышления. Прежде всего благодаря таким конкурсам, как "Ученые будущего", "Юниор", "РОСТ", "Шаг в будущее", Балтийский научно-инженерный конкурс. Их победители отправляются на главный мировой смотр научно-инженерных работ школьников ISEF, ежегодно проводимый корпорацией Intel.

    - Главное качество, которое воспитывают подобные конкурсы, - целеустремленность, умение пробивать лбом бетонные стены, когда вся голова давно в синяках. Именно это качество, как мне кажется, является главным для предпринимателя, - делится опытом Василий Дьяченко, победитель ISEF-2006, ныне успешный бизнесмен-инноватор. - Для победы здесь важен не талант - кропотливая работа и бессонные ночи.

    - Главное - упорство, - соглашается Павел Курбацкий, выпускник гимназии №1 города Армавира, призер ISEF-2013. - Мой проект не только технический, но и социальный. Идея возникла, когда я работал волонтером в интернате для слабовидящих. Как и сто лет назад, они "смотрят" на мир с помощью трости - даже на пешеходном переходе им никто не помогает. Но ведь на дворе XXI век, почему им недоступны достижения техники? И я решил сделать для них помощника. Моя трость-поводырь сканирует препятствия на трех уровнях - головы, пояса, стопы - и оповещает о расстоянии до них. В трость вмонтирован модуль GPS, так что человек может создавать пространственные голосовые метки. Если он потеряет ориентацию, трость назовет три самые близкие: например, "Дом", "Поликлиника" и "Сквер". Еще один важный модуль - проблесковые маячки: если три раза поднять трость, она начнет светиться, делая человека более заметным на дороге в темное время суток.

    Олимпиада для мейкеров

    Финикс, Аризона, финал конкурса ISEF

    ISEF - это почти как вручение нобелевских премий. Школьникам. Среди членов жюри и правда попадаются нобелевские лауреаты. В огромном зале свои работы представляют подростки всех цветов кожи из всех уголков мира. Есть и ребята из России. Например, Илья Тужилин тоже решил помочь незрячим: на полях обычной шляпы он установил ультразвуковые сенсоры, собирающие информацию об окружающем пространстве, и моторчики, которые заставляют головной убор вибрировать с разной частотой - в зависимости от расстояния до препятствия. Микроконтроллер обрабатывает полученные данные. Получается, что шляпа рассказывает голове обо всем, что "видит".

    Мы бродим вдоль стендов с Сергеем Сергеевым, физиком, доцентом МГУ, директором конкурса "Ученые будущего" и единственным русским членом жюри ISEF.

    - Успех здесь процентов на шестьдесят зависит от того, как вы представите работу публике, - объясняет он. - Дети проходят отличную школу самопрезентации. Они стоят перед стендами и привлекают внимание к своим работам. Задача - сделать так, чтобы люди не проходили мимо.

    - Дают о себе знать особенности менталитета?

    - Мы представляем свои работы слишком академично, а здесь нужно действовать как адвокат из голливудского фильма: делать из выступления шоу. Еще здесь немного иначе, чем в России, строят отношения со старшими. Американский школьник относится к судье как к специалисту, который может дать полезный совет. А для нашего ребенка судья - это господь бог, который карает и милует.

    Объявляют победителей. Главный приз - премию Гордона Мура в размере 75 тысяч долларов - получает 18-летний Хан Цзи Вонг из Канады за генетическую модификацию кишечной палочки, превращающую ее в высокоэффективный топливный элемент. Это уже биохакинг - следующая волна гаражного творчества… Теперь именем Вонга назовут одну из малых планет.

    Вы тоже мейкеры

    Сингапур, мейкерспейс в Сингапурском центре дизайна

    - Невозможно изучать 3D-принтинг как школьный предмет. Инструмент - его надо применять в деле, - учит нас Боб Нг, темнокожий индус, чем-то напоминающий советского учителя труда из моего детства. Лидеры российских мейкерских сообществ, приехавшие в Сингапур перенимать опыт, слушают его, сидя за верстаками.

    У этого города-государства, расположенного на островах у экватора, нет никаких ресурсов. Даже воду закупают в соседней Малайзии. В Сингапуре пять миллионов человек - взрывоопасная смесь китайцев, малайцев и индусов. Плотность населения чудовищная. А уровень жизнь один из самых высоких на планете. Школьное образование, по данным наиболее авторитетного в этой области рейтинга PIZA, лучшее в мире. И движение мейкеров в Сингапуре очень развито. Почему? Не претендую на исчерпывающий ответ, но мне показалось, что главная причина успеха местных школ не в них самих, а в мотивации учеников и родителей, поддерживаемой на всех уровнях. Образование здесь ключевая ценность.

    - Как мы стали такими крутыми? - продолжает Боб. - Эту возможность нам подарил интернет. Нам не нужны фабрики, ведь если есть интернет, они могут быть где угодно. Мы продаем идеи, поэтому и считаемся "смарт нейшн" - умной нацией.

    - Это что-то вроде национальной идеи, - тихонько поясняет живущая в Сингапуре переводчица. - До этого они уже были "инновейтив нейшн" и "криэйтив нейшн".

    Что ж, не самая плохая национальная идея. Становится понятнее, почему здесь так успешно размножаются мейкеры и так хорошо учатся дети.

    - Как научиться решать неведомые пока проблемы, которые поставит перед нами будущее? - ораторствует Боб. - Мейкерство - универсальный путь, дающий веру в себя, инструменты и навыки решения технических задач.

    Боб, по сути, и есть увлеченный учитель труда, вокруг которого всегда вертятся мальчишки. Со времен моего детства инструменты творчества изменились, а радость, которую оно приносит, осталась прежней.

    - Сейчас все хотят быть дизайнерами, - жалуется он. - Я говорю маме, что инженер, чтобы ей было спокойнее. А друзьям представляюсь как дизайнер. Пусть думают, что я крутой.

    - Эх, нам бы их аппаратуру - мы б такого понаделали! - вздыхают россияне, глядя на школьные поделки. Они и вправду не отличаются оригинальностью. Все-таки фантазия важна не меньше техники.

    Гуляя по городу, выходим к уличному рынку с вывеской MakerFaire. "Вот это да, как же нас не предупредили о таком событии!" - удивляемся мы, но вскоре видим, что на рынке продаются не умные штуковины, а всевозможный, абсолютно нецифровой хендмейд: мыло, украшения и прочая кустарщина. Еще в Риме мне говорили, что скоро каждый захочет быть немного мейкером, как когда-то все мы, освоив компьютеры, стали немного хакерами.

    Вернувшись в мейкерспейс, жалуюсь мастерящему что-то мальчишке, что скоро мейкерами будут называть всех, а не только тех, кто умеет паять.

    - Конечно. Вы тоже мейкер, - неожиданно говорит он. - Даже когда просто завариваете кофе.

    В начале было дело

    Москва, гимназия №1540

    Однажды вечером я шел по школе, где веду кружок журналистики. Дверь одного из кабинетов была открыта. В помещении, оборудованном как мейкерская мастерская, старшеклассники собирали робота, способного поднимать с земли разные предметы. "О, и здесь размножаются мейкеры!" - подумал я и зашел в класс.

    Я объяснил мальчишкам, что они мейкеры. Никто не возражал.

    - Вы такие креативные только на кружке или в обычной жизни тоже?

    - Да у нас так много этих кружков, что на обычную жизнь времени не остается! - ответил за всех старшеклассник Платон. - Но вообще я занимаюсь монтажом видео, пытаюсь сочинять музыку, пишу программы. Есть люди, которым интересна именно робототехника, а мне просто нравится что-то создавать и видеть потом результат своей работы.

    Кажется, в этом и есть мейкерский подход к жизни - творить реальность своими руками.

    Мужская сфера

    Главные выводы из исследования сообществ мейкеров:

    1. Интерес к мейкерству развивается в детстве. Все информанты отмечали, что интересовались техническим творчеством еще в школе.

    2. Мейкерство - мужская сфера деятельности. Женщины чаще следят за оборудованием, занимаются PR и маркетингом.

    3. Развитие мейкерской площадки зависит от лидера - именно он формирует стратегию ее развития.

    4. Для плодотворного развития сообщество должно иметь системного интегратора, социальный капитал которого на порядок больше, чем у рядовых мейкеров.

    Цифры

    95% участников мейкерских групп в соцсетях имеют техническое и естественно-научное образование.

    82% участников мейкерских групп в соцсетях - мужчины.

    120 ярмарок MakerFaire прошли в 30 странах мира в 2015 году.

    Поделиться