29.03.2017 16:10
Поделиться

Владимир Рецептер: На российской сцене слишком мало Пушкина

На "Деловой завтрак" в петербургский филиал "Российской газеты" пришел Владимир Рецептер, известный пушкинист, поэт, режиссер, педагог, создатель и руководитель Пушкинского театрального центра и театра "Пушкинская школа", актер БДТ эпохи Товстоногова.

Недавно петербургское общество зрителей "Театрал" отметило своими наградами Владимира Рецептера - за постановку спектакля "Анджело, или "... ничего лучше я не написал”" и актера Ивана Мозжевилова - за роль Расплюева в спектакле "Пушкинской школы" "Свадьба Кречинского". Между тем, театр готовится к следующей премьере - 24 апреля представит гоголевского "Ревизора", а 25 апреля отпразднует 25-летие уникального Центра и даст юбилейный концерт.

Владимир Эмануилович, давайте сначала поговорим о предстоящем юбилее.

Владимир Рецептер: Конечно, это чудо, что 25 лет существует Пушкинский центр. Когда звучит слово "чудо", думаешь о Боге. И о том, не есть ли это Божие поручение, прежде всего? Однажды Олег Ефремов сказал про пушкинский театр: "Проворонили". Я думаю, что это - пропущенное звено в развитии российского театра. Вместо "Бориса Годунова" Пушкина чаще ставили оперу Мусоргского, вместо "Русалки" Пушкина - "Русалку" Даргомыжского. И опера своим музыкальным ковром отгораживала от нас обе трагедии.

Я приезжал с выступлениями в московский музей Пушкина, и мне подарили сначала портрет Пушкина, а потом еще один портрет. Показали зрителям, спросили: "Кто это?" - "Рецептер в какой-то роли…" - "Нет, это Павел Воинович Нащокин". И я понял: какое везение, что я похож не на Пушкина, а на его друга Нащокина, какой-то знак судьбы…

Началось всё в театре у Георгия Александровича Товстоногова. Я там прослужил 25 лет, на Фонтанке, 65, как в старой армии солдат служил. А потом 25 лет - на Фонтанке, 41.

Недалеко уехали…

Владимир Рецептер: Недалеко, и всё по той же стороне Фонтанки. И когда приходит к нам новый зритель, мы обращаем его внимание на окна и говорим, что Александр Сергеевич идет в Коломну по той стороне Фонтанки, а из Коломны в центр - по нашей стороне. Только надо смелей податься из окна, вглядеться, и - увидишь…

Так что если начнете к нам ходить не случайно, а систематически, и вы увидите.

Так вы считаете, что у нас драматическими театрами не оценен Пушкин?

Владимир Рецептер: Не оценен, не осмыслен и не освоен… Что же он не любил в театрах, которые были ему современны? Чего он ждал от театра? Сравнительно недавно вышла моя книга "Принц Пушкин, или Драматическое хозяйство поэта". Конечно, это парафраз с тем, как назвал свою книгу Владислав Ходасевич: "Поэтическое хозяйство Пушкина". А "Принц Пушкин" - это уж мое изобретение, я убежден, что никто из актеров того времени не мог бы сыграть роль Гамлета. Только Пушкин, обладающий актерскими возможностями и способностями. Это был абсолютный гений актерский. Вот идет мужик из Тригорского в Михайловское, навстречу - Пушкин. Мужик пугается: Пушкин размахивает руками и говорит "на разные голоса". А в Тригорском Пушкин уединялся в баньке, ходил там, говорил, размахивал руками, потом садился и быстро писал. То есть, он сначала проигрывал, а потом записывал. И актер, и драматург.

Вы считаете, что наши театры не занимаются системно Пушкиным. Но есть замечательные постановки пушкинских пьес, романов, оцененные критиками. И в Петербурге ставят Пушкина, может быть, не так много и часто, как хотелось бы, но ставят. Тем не менее, в чем отличие этих постановок от постановок Пушкинского центра? Чем ваша системная работа отличается от их выбора?

Владимир Рецептер: Практически все пушкинские спектакли идут у нас, большинство - мои плюс те, которые я выбрал и поручил кому-то свой выбор, доверяя на постановку выпестованных мной учеников. Ученики, поступившие на мой курс в 2001 году, окончили его в 2006-ом. Они учились играть Пушкина пять лет в институте и десять лет - как артисты театра "Пушкинская школа". Мы ищем, как говорил Товстоногов, "природу чувств" пушкинской роли. И, уважая читателя, я заинтересован в его превращении в зрителя.

Смотрите, у нас идут: "Дон Гуан и другие" ("Каменный гость", "Моцарт и Сальери", "Пир во время чумы"), "История пугачевского бунта" (вместе с "Капитанской дочкой"), "Perpetuum mobile" ("Скупой рыцарь" и "Сцены из рыцарских времен"), "Фауст и другие" ("Альманашник", "Папесса Иоанна", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Герой", "Марья Шонинг", "Наброски к Замыслу о Фаусте"), "Хроника времен Бориса Годунова" (по Карамзину, Пушкину и Мусоргскому), "Дубровский", "Сказки" ("О медведихе", "О попе и работнике его Балде", "О рыбаке и рыбке" и "О золотом петушке"), "Сказка о Салтане и Гвидоне", "Анджело, или "…ничего лучше я не написал”. Девять пушкинских спектаклей.

Что же такое Пушкинский центр? Это многостороннее федеральное государственное учреждение культуры, которое издает книги, проводит фестивали, преподает, ставит спектакли - "Театральное собрание сочинений А. С. Пушкина". И вот Центру 25 лет. И это Божие поручение совпадает с Президентским: "О постоянно действующем проекте по созданию и показу спектаклей по произведениям А. С. Пушкина и русской литературной классики". Мы начинали на ровном месте. Рылся котлован, закладывался фундамент, а потом строились этаж за этажом все двадцать пять лет.

Получилось так, как задумывали?

Владимир Рецептер: Давайте заглянем еще через пятьдесят лет и посмотрим.

А двадцать пять лет - это не достаточный срок?

Владимир Рецептер: Достаточный для того, чтобы разбежаться на-всег-да! Чтобы потом, когда не будет первостроителей, Пушкинский театральный центр - был! У меня сейчас снова курс "с углубленным изучением творчества Пушкина", там же, на Моховой. Они уже третьекурсники. И теперь задача в том, чтобы тридцатипятилетние артисты соединились с двадцатилетними, и тогда будет театр из двух поколений моих учеников.

Да, а помимо Пушкина, в репертуаре театра - русские и зарубежные классики первой величины: Фонвизин и Грибоедов, Гоголь и Лермонтов, Сухово-Кобылин и Блок, Шекспир и Мольер. И когда ко мне приходит современный драматург и говорит: "Не прочтете ли…?" - "Прочту!.. Но говорю заранее, что ставить не буду. У меня - другое поручение".

Может быть, вы второго Пушкина провороните?

Владимир Рецептер: Второго Пушкина не будет, будет другой. А другой пусть идет в другие театры: их - множество, а "Пушкинская школа" - одна. Здесь учатся всему: и актерскому делу, и режиссерскому, и постановочному. Сегодняшнему театру Пушкина. Впереди - "Полтава", "Цыганы" и т. д.

А если говорить о самом счастливом времени в вашей жизни, это актерство в БДТ или работа с "Пушкинской школой", ваш театр?

Владимир Рецептер: Я не стал бы выбирать… Судьбу не выбирают. Все дело в том, насколько я оказался в силах в каждое время соответствовать судьбе. Не отвлекался ли, не сбивался ли на мелочевку. Это - путь… Кушнер сказал: "Времена не выбирают,
в них живут и умирают". А Коржавин: "Ни к чему, / ни к чему, / ни к чему полуночные бденья / И мечты, что проснешься в каком-нибудь веке другом. / Время? / Время дано. / Это не подлежит обсужденью. / Подлежишь обсуждению ты, / разместившийся в нем".

Какие проблемы вы сейчас решаете?

Владимир Рецептер: Мои правила: ни на что не жаловаться и ничем не хвастать. Проблема - добыть новые ставки. И художественная проблема - "Ревизор", который ставится к юбилею. "По мысли и сюжету Пушкина, текст Гоголя". Хотим понять, как Пушкин светится в Гоголе. Именно в "Ревизоре".

В прошлом году вы были на гастролях в Москве с несколькими спектаклями. Случаются ли гастроли по России, участвуете в фестивалях?

Владимир Рецептер: Начиная с 1999 года, мы побывали на множестве российских фестивалей: в Оренбурге, Омске, Вологде, Новосибирске, объездили множество стран, практически всю Европу, были в Америке - в Стэнфорде, в Японии...
В Москве уже в третий или в четвертый раз мы играли в "Мастерской Петра Фоменко", с которым многие годы дружили. Играли по дружбе и у Анатолия Васильева: и в старом здании, на Поварской, и в новом…

Во Пскове мы провели 20 фестивалей. У нас издана подробная книга о них: "Играем Пушкина", два тома. Все фестивали записаны, осмыслены, проведены так, что попасть на Пушкинский фестиваль можно было только поставив Пушкина. Возникал стимул, и Пушкина ставили. У фестиваля было не общее, а пушкинское выражение лица.

Мы системно приезжаем в Пушкиногорье, где - Михайловское, Тригорское, Петровское, потому что там особый воздух. Там мои актеры и студенты не только отдают, но и получают. Это трудно передаваемо… Вы же бывали там, знаете, какие чувства испытывает любой паломник. А для нас это особое место.

Где будете отмечать юбилей центра?

Владимир Рецептер: В Доме Кочневой. Только дома! Оба дня - 24 и 25 апреля. В первый день - премьера "Ревизора", а во второй - концерт и поздравления.

Справка "РГ"

Владимир Рецептер родился в Одессе. Окончил филологический факультет Среднеазиатского университета в Ташкенте (1957) и актерский факультет Ташкентского театрально-художественного института (1960). В 1962 году был приглашен в Ленинградский Большой драматический театр. Был занят в спектаклях Георгия Товстоногова "Горе от ума" (Чацкий), "Варвары" (Степан Лукин), "Три сестры" (Тузенбах), "Мещане" (Петр), "Дачники" (Рюмин) и других.

С 1964 года снимался в кино.

С 1992 года основатель и бессменный художественный руководитель Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге и театра "Пушкинская школа" (с 2006).

Автор книг "Актерский цех", "Прощай, БДТ!", "Записки театрального отщепенца", "На Фонтанке водку пил", "Булгаковиада", "Сквозь прозу", "Ворон в Таврическом" и других.

Народный артист России, лауреат Государственной премии России и премии имени Лихачева.