29.03.2017 21:21
    Поделиться

    Что должно сделать государство для развития конкуренции в России

    Проектный комитет правительства РФ утвердил паспорта для 12 ведомств, которые попали в первый этап административной реформы, в том числе тех, что занимаются надзорной деятельностью в сфере экономики.

    На коллегии ФАС 1 марта министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов отметил, что в стране складывается парадоксальная ситуация: российское антимонопольное законодательство признано одним из лучших в мире, а конкуренции нет. Еще год назад ФАС подготовила доклад правительству о состоянии конкуренции в России, где были обозначены ключевые проблемы, которые не позволяют нашей экономике стать более эффективной.

    Во-первых, явно прослеживается тенденция к государственному монополистическому капитализму. По оценкам многих экспертов, доля госкомпаний в некоторых отраслях достигает 70 процентов (для сравнения: в 2015-м было примерно 35). Количество госпредприятий за последние три года увеличилось вдвое. Причем треть из них в разных организационно-правовых формах работает в полностью конкурентных сферах: гостиничный бизнес, услуги, сделки с недвижимостью и т.п.

    Во-вторых, конкуренция снизилась в результате введения санкций и контрмер. Почему эмбарго не привело к экономическому чуду? Потому что производство ряда продуктов связано с длительными сроками окупаемости. В частности, в АПК цикл превышает три года, предприниматели не могут четко спланировать создание новых предприятий, потому что неизвестно, сколько продлятся ограничения. К тому же рост процентных ставок по кредитам в значительной степени ограничил возможности развития. Конечно, эмбарго - это ресурс, но здесь необходима четкая госполитика: взвешенная, долгосрочная. Та степень вмешательства и поддержки, которая обеспечит развитие производства. Эти меры должны быть временными и планируемыми. Чрезмерно длительное ограничение внешней конкуренции может привести к "парниковому эффекту".

    95 процентов закупок совершается у единственного поставщика. Для процедуры заключения договоров с ними придумано 3,5 тысячи названий: направление конкурентных заявок, подход к конкурентным условиям и т.д.

    Третья проблема связана с госзаказом. Действующее законодательство позволяет обходить 44-ФЗ. Предприятия с разной степенью госучастия, получающие субсидии из бюджета, руководствуются 223-ФЗ. Это привело к тому, что 95 процентов закупок сегодня совершается у единственного поставщика. Только для процедуры заключения договоров с ними придумано 3,5 тысячи названий: направление конкурентных заявок, рассмотрение конкурентных предложений, подход к конкурентным условиям и т.д. На самом деле реального, прозрачного администрирования в этой сфере нет. К примеру, закон позволяет к закупкам у малого бизнеса относить и те, что совершаются напрямую у мелких компаний, и те, где крупное - головное - предприятие привлекает МСБ на каких-то условиях.

    Четвертая проблема касается системы распределения госимущества, организации обязательных торгов в отношении госресурсов, земельных участков, лесного фонда, приватизации госпредприятий и т.д. Сегодня порядок проведения торгов определяют 50 нормативных актов федерального уровня. Возьмем для примера комитет по имуществу в небольшом муниципалитете, и мы увидим, что там специалист занимается сразу всем: госзаказом, сдачей в аренду недвижимости и т.п. Он должен быть как минимум кандидатом наук и разбираться во всем законодательстве РФ. Конечно, это нереально, и последствия просты - уход от законных процедур.

    Пресса сегодня активно критикует ФАС за то, что мы якобы против концессий. Ни в коем случае! Служба всегда поддерживала ГЧП. Мы видим в системе концессий будущее для развития инфраструктурных отношений в экономике. Но то, что сегодня выдают за концессию, - это способ ухода от госзаказа. Это финансирование государством в полном объеме строительства дорог, благоустройства территорий без какой-либо доли частного капитала. Назвать его концессией означает только одно - уйти от обязательных требований, придумать дополнительные условия для закупок у единственного поставщика.

    Проблема, которая стала основной по итогам 2016 года, - тарифное регулирование. Сегодня в этой сфере нет федерального закона, но есть масса подзаконных актов: постановления правительства, приказы и методики ФСТ, отраслевых ведомств. Везде разные условия, требования, что создает возможности для принятия необоснованных решений.

    Что предлагается? Во-первых, нам требуется комплексное изменение законодательства, а не только о защите конкуренции. Нужен закон об основах госрегулирования цен и тарифов на базе методов сопоставимых рынков и долгосрочной перспективы. Также необходимо установить единый порядок проведения торгов в отношении госресурсов - понятные и прозрачные правила. Целесообразно составить исчерпывающий перечень закупок, которые могут совершать госпредприятия и естественные монополии. Ввести антимонопольный контроль за созданием предприятий с госучастием. Мы уже внесли такой законопроект в правительство, надеемся, что в этом году он будет принят. Основная задача - не допустить создания монополий в конкурентных средах.

    Реформа госрегулирования строится на расширении превентивных механизмов. Недопущенный вред значительно полезней для экономики, чем выявленное позже нарушение. Никто не говорит, что нужно отказаться от привлечения к ответственности, напротив, она должна быть неотвратима, но нужно развивать методы предварительного контроля. ФАС уже ввела механизм предупреждения и намерена его расширять. Также мы внесли в правительство инициативу по созданию системы внутреннего антимонопольного контроля в компаниях, направленного не предупреждение нарушений.

    Поделиться