На скамье подсудимых фельдшер, исполняющая обязанности участкового врача поликлиники ГБУЗ СО № 1 Нижнего Тагила, оказалась после того, как следователи среди изъятых в медучреждении карт диспансеризации обнаружили десяток липовых. Фельдшеру предъявили обвинение по двум статьям УК РФ: служебный подлог и мошенничество. С тем, что карты фальшивые, согласна и сама Николаева. Подобные подделки распознаются легко: в них наугад написан рост и вес, нет результатов анализов. Но медик настаивает: никакого отношения к фальсификации она не имеет.
Почерковедческая экспертиза подтвердила: карты заполнены не ее рукой. Большая часть расписана участковой медсестрой, с которой Николаева работала в одном кабинете, в конце стоит подпись, причем как за пациента, так и за врача. А один из документов, выражаясь протокольным языком, составлен "иными неустановленными лицами". Николаеву с этими бумагами формально роднит только одно: именной штампик - оттиск печати медика. Штамп хранился в открытом ящике рабочего стола, но кто его реально взял и поставил на фальсифицированные карты, следствие не выяснило. Более того, основной свидетель обвинения - та самая медсестра, что штамповала липу, по ее словам, "по приказу Николаевой".
Дать нам какие-либо комментарии медсестра отказалась. Зато Наталья Николаева раскрыла всю схему построения пирамиды поддельных сведений о диспансеризации. Отметим, эта программа дает возможность медучреждению получать из бюджета дополнительные деньги, и немалые: за каждого пациента - от 700 до полутора тысяч рублей. По версии следствия, десять фальшивых карточек принесли клинике более 11 тысяч рублей. Вышестоящим чинам больницы за выполнение плана положена премия в десять тысяч рублей. Младшему звену - врачу и медсестре - по 50-100 рублей за карту.
- Я знаю отделения, где ежемесячно выполняли план на 293 процента. С участковым врачом работали сразу две медсестры, и вместе они заполняли документы по диспансеризации. С какой скоростью должен принимать больных терапевт, чтобы еще и в три раза перевыполнять план по диспансеризации? Понятно, эта гонка дискредитирует саму программу, - уверена Наталья.
Раскрывать реальную систему приписок, разоряющую бюджет, во время и после процесса никто не стал. Обвинения в отношении Николаевой отпадали одно за другим. В итоге осталась единственная поддельная карточка пациента Панова, за которую фельдшеру выписали премию в те самые злополучные 100 рублей. Эта карта и легла в основу обвинительного приговора. Суд признал Николаеву виновной в мошенничестве с целью хищения бюджетных средств, приговорил к штрафу в 10 тысяч рублей, но тут же амнистировал в честь 70-летия Дня Победы и снял судимость.
Несмотря на желание забыть эту историю как страшный сон, Наталья Николаева заявила о готовности бороться дальше. И уже обжаловала вердикт в облсуде.
- Все вернулось к тому, с чего начиналось, - к сделке, которую мне предложила заведующая поликлиникой: если возьмешь вину на себя, наказания не будет. Но я не собираюсь отвечать за чужие грехи. Я не хочу, чтобы из-за ста рублей у моих детей в будущем возникли проблемы. То, что меня амнистировали, значит одно: по факту я признана виновной в том, чего не совершала, а я с этим согласиться не могу, - заявила Наталья.