Напомним, что этот закон стал думским "долгостроем" - депутаты разных созывов работали над ним шесть лет. Первоначально наказывать собирались только авиадебоширов. Но к окончательному чтению поправки были существенно расширены. Ведь хулиганы являются источником повышенной опасности не только на борту самолета. Так, например, поезд в результате хулиганский действий может сойти с рельсов.
Наказание за дебоширство на транспорте станет суровым - до пяти лет лишения свободы, если хулиган действует один и нет отягчающих обстоятельств. Также может быть выписан штраф от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или назначены исправительные работы до двух лет. Если хулиган сопротивлялся при аресте или действовал в сговоре, то "планка" наказания возрастет до семи лет. И, наконец, применение оружия или взрывчатых веществ грозит максимальной мерой в восемь лет заключения. Важно, что весь нанесенный урон будет возмещаться нарушителем.
В особую категорию выделяются деяния, которые были совершены вне транспортного средства. К ним будут отнесены и действия так называемых зацеперов, а также хулиганов, забрасывающих камнями поезда или ослепляющих лазерными указками пилотов самолетов. Преступникам будет грозить штраф в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей. Альтернатива - ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Пока штрафы за зацепинг просто смешные, иногда дешевле стоимости поездки на электричке (штраф в 100 рублей на железных дорогах общего пользования и 500 рублей за проезд снаружи трамваев и безрельсового транспорта). Забрасывание поездов камнями также расценивается, как "мелкое хулиганство".
Когда принятый Госдумой законопроект дошел до Совфеда, в верхней палате парламента засомневались, удастся ли его реализовать. Сенаторы решили выяснить возможности МВД с точки зрения финансовой и кадровой обеспеченности. В связи с этим Комитет Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству отложил рассмотрение поправок и отправил запрос в МВД, Минюст и Верховный суд.
"Мы получили информацию о том, что никаких дополнительных ресурсов не потребуется", - рассказал о результатах глава комитета Андрей Клишас. Достаточно и кадрового потенциала, заверили в министерстве. В Минюсте и Верховном суде сенаторам это подтвердили.
На слово в Совфеде, впрочем, решили не верить. Как рассказал Клишас, Совфед проследит, как МВД будет справляться с возросшей нагрузкой. Ведь в принятом виде документ существенно расширил категорию нарушителей, которых планируется привлекать к уголовной ответственности. На заседании верхняя палата дала поручение профильному комитету провести такой мониторинг в течение нынешнего года. По итогам "наблюдений" возможна корректировка закона.
Новшество должно сработать как сигнал для общества, подчеркнул Клишас. Государство тем самым дало понять гражданам, что рассматривает хулиганские действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, как особо опасные деяния для жизни и здоровья граждан.
В профильном комитете при этом не прогнозируют резкого увеличения числа судимых лиц. Ведь преступления на транспорте в основном будут относиться к категории небольшой и средней тяжести. А это позволит лицам, совершившим их в первый раз, избежать уголовной ответственности, заплатив штраф.
В Совфеде также рассчитывают на профилактические меры. Зампред профильного комитета Людмила Бокова попросила МВД поработать с "зацеперами".
"Подросткам нужно донести, что устанавливается более серьезная степень ответственности", - считает она.
Начальник Договорно-правового департамента МВД Александр Авдейко в ответ заверил, что такая работа МВД будет проведена, в том числе через комиссии по делам несовершеннолетних.