Очевидно, что у вас есть возможность выбирать проекты. Но в последнее время вы довольно часто играете у дебютантов - сейчас вот у Проценко, не так давно у Нигины Сайфуллаевой в картине "Как меня зовут". Это сознательный выбор - или просто так сошлось?
Константин Лавроненко: Мне кажется, все определяет не столько опыт, сколько талант человека. Любое кино - это риск, и постоянно рискуют даже режиссеры с мировым именем. Никогда не знаешь, сложится ли фильм - даже если его делает команда отличных профессионалов. Известно много случаев, когда самые известные мастера делали очень плохие картины. Так что имя режиссера для меня не имеет значения. Мне важно не просто прочитать сценарий, но и познакомиться с режиссером. Тут я, можно сказать, доверяю интуиции - какое-то чувство всегда подсказывает, стоит ли пускаться в авантюру. Хотя и это чувство ничего не гарантирует - просто я не боюсь рисковать.
Вы как-то говорили, что в новом проекте вас должна зацепить какая-нибудь деталь - в сценарии или в том же разговоре с режиссером. Что зацепило вас в случае с "Разбуди меня"?
Константин Лавроненко: Вряд ли тут была какая-то одна деталь. Мне понравился режиссер, мне понравился оператор, понравилось, как они видят эту работу. Показалось, что работать будет интересно. Я знаю, конечно, что картина получилась неоднозначной. Но совсем не расстраиваюсь: для актера конечный результат - не всегда самое важное. Фильм может не получиться (хотя в суждениях - хороший фильм или плохой - много субъективного), но при этом ты в процессе съемок что-то открываешь для себя. И это оказывается важнее всего остального.
То есть вам важнее сделать свою работу хорошо, а что в итоге вышло - дело третье?
Константин Лавроненко: Нет, мне все же важно, что в итоге получилось. Просто за весь фильм я ответственности не несу. Я там как маленький фрагмент в огромном витраже. Но бывает, пересматриваю картины, в которых принимал участие - и то, что когда-то нравилось, вдруг действует уже иначе. И так не только с фильмами, в которых я играл, - так и с книгами, например.
В вашей фильмографии антиутопия "Новая Земля" соседствует с приключенческим эпосом "Территория", а инди-драма "Как меня зовут" с детективом "Разбуди меня". Все это - авторские фильмы. Вам нравится играть в такие разные - подчас кардинально различные - жанровые игры?
Константин Лавроненко: Конечно. Может быть, я сам до конца себе этого не проговариваю, но интерес к жанровым экспериментам - один из мотивов, чтобы сыграть в фильме.
Некоторые артисты не скрывают, что хотели бы сыграть в таком-то жанре или такого-то персонажа. От вас подобного не слышали. И все-таки: в каких еще жанрах вам хотелось бы попробовать себя?
Константин Лавроненко: К сожалению, не удается так вот программировать свою карьеру. Ждешь одного - жизнь приносит другое. Желания и реальность редко совпадают. Если следовать только своим желаниям - можно долго сидеть без работы. На этом лучше не зацикливаться. Хотя... наверное, мне, как любому другому актеру, хотелось бы раскрыть себя в комедии. Но это трудно. И нет материала, куда я бы впрыгнул. Сценарии не слишком интересны, кино - еще хуже. Да, у меня была небольшая роль в комедии "Зайцев, жги!". Но роль была не комедийная, да и это не тот проект, который хочется долго помнить.
Вы получили приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль, сыграв в фильме Андрея Звягинцева "Изгнание". Наверняка на вас обратили внимание и западные киноагенты. Почему до сих пор не случилось у вас ярких ролей в заметных зарубежных картинах?
Константин Лавроненко: По-моему, тут все очевидно. Артисты, которые уезжают из России делать карьеру - в Голливуд, например, - играют (я бы сказал, пытаются играть) плохих русских во второсортных картинах. Даже если жить там, все равно не будешь равным. Поэтому я никуда и не уехал. Зачем мне это? Ехать куда-то, пробиваться, доказывать кому-то что-то - чтобы добиться роли русского бандита? Даже награда Каннского кинофестиваля не играет роли. Попробовал работать с английскими, польскими, чешскими режиссерами. И понял: только время теряю, а жизнь одна...
Вы много лет успешно совмещаете работу и в кино, и в телесериалах. К телепроектам раньше часто относились как к халтуре, подработке.
Константин Лавроненко: Еще 10-15 лет назад было так: если актеру предлагают выбор между полным метром и сериалом, он, не задумываясь, выберет первое. Сейчас все поменялось, причем не только у нас - во всем мире. Прекрасные телепроекты есть в Британии, Америке, всюду. В сериалы стали вкладывать огромные деньги. И в России так же - правда, хочется, чтоб наши бюджеты когда-нибудь догнали западные. (Смеется.)
А какая, кстати, проблема в нашей современной киноиндустрии сегодня самая главная?
Константин Лавроненко: Я упомянул о бюджете сериалов - тут деньги играют положительную роль. Но вообще власть денег в современном российском кино, как ни странно, - фактор скорее отрицательный. Увы, он проникает всюду, становится первостепенным, заслоняя все остальное. Продюсер стал главным - почти всегда и все решает он. А я помню еще и другие времена - когда режиссер был царь и бог.
На днях на церемонии вручения премии "Ника" актеры и режиссеры друг за другом стали вдруг активно демонстрировать свою гражданскую позицию. Что это, по-вашему, - такой дух времени?
Константин Лавроненко: А вот разговоры о гражданской позиции актеров, все вокруг этого - мне кажется, совсем не интересно.
Сотрудница паспортного контроля Женя (Ирина Вербицкая) оказывается втянута в мутную криминальную историю. Помогая своему коллеге стирать из базы данных нужных людей, пересекших границу России, она становится звеном в длинной цепочке наркотрафика. Параллельно этому барышня переживает личную драму. Полтора года назад она помогла своему жениху Андрею (Даниил Воробьев) покинуть страну и исчезнуть все из той же базы. Теперь она каждый день ждет от него хотя бы какой-нибудь новости. Скрашивать ожидание героине помогают яркие и очень реалистичные сны, в которых она видит, как ее молодой человек лежит окровавленный в свежей могиле. Самое странное свойство ее снов - многие их детали затем начинают происходить в реальности.