В ресурсном классе - группе для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями развития - сейчас семь первоклашек. Почти все пошли в школу в 2015-м. Год ушел на то, чтобы дети освоились в новой обстановке и сели за парты в буквальном смысле.
- До того могли на полу валяться, кричать, бить себя… Мы занимались в своем отсеке, где есть игрушки и зона для разгрузки - с батутом, "сухим бассейном", креслами-качалками. Даже самый способный мальчик, Славик, боялся зайти в кабинет обычного (регулярного) класса или в зал на утренник. Но мы приглашали к себе других первоклашек, летом водили наших детей на общие прогулки, в кино, - рассказала учитель ресурсного класса Ирина Кутина.
В 2016-м ребята с аутизмом побывали на линейке и уроке 1 сентября. Большинство стало ходить вместе с классом на физкультуру, рисование, музыку и труд. Прочие предметы изучают в своей группе по коррекционным программам. А Славик ходит с тьютором (сопровождающим педагогом. - Прим. ред.) в регулярный класс. Делает письменные задания, может прочесть стихотворение. Остальные ребята с РАС почти не разговаривают. Их учат выражать свои мысли с помощью карточек, где изображены основные действия и понятия.
Аутисты очень чувствительны. Для них может быть невыносимым шум, которого другой и не заметит, или прикосновение, или ощущение, что твоя рука онемела, а тело "потерялось" в пространстве. Объяснить это они не могут. Отсюда странности в поведении, часто принимаемые за баловство. Наблюдая за подопечными, тьюторы определяют их проблемы и находят выход. Кому-то дают наушники, убирающие "помехи в эфире", кому-то - массажер.
Егор настроен благодушно. На уроке в ресурсном классе он собирает матрешку, постигает разницу между "один" и "много". Если задание выполнено верно, тьютор подставляет ладонь: "Дай пять!" - и выдает жетон. Накопил свою норму - получи поощрение (сегодня это сладкое драже или объятия). Иногда Егор начинает ныть и смотрит на педагога. Та прикрывает ему уши или знаком показывает: "Тише!"
- До школы он был неуправляем. Кусался, царапался, ударялся о стены и мебель. Страшно было с ним на улицу выйти, - вспоминает психолог Людмила Горчакова. - Теперь Егор, как и другие наши дети, может выдержать уроки с 8.30 до часу. Главное - периодически награждать за хорошее поведение. Кому-то нравится игра в ладоши, кому-то запах духов… Время между поощрениями постепенно увеличиваем, а в перспективе от них надо будет отказаться.
Славик полгода работал за газеты: хотел сдать макулатуру. Машу притягивают туфли на каблуке и "глянцевые" журналы. Ваня млеет от вида женщин в очках, любит новых людей и сразу идет на контакт, объясняясь жестами и мимикой. Раз в 14 минут он несет учителю тетрадку, чтобы тот написал: "Ваня - молодец!!!" Говорить у мальчика не получается, пальцы слушаются плохо, но он учится набирать простые слова на клавиатуре.
На общих уроках тьюторы адаптируют задания для особых учеников. Например, Лиза споет не всю песню, а отдельные слова (мама, папа, ла-ла-ла). Одноклассники не косятся на ребят, которым поймать мяч или приклеить аппликацию помогает какая-то тетя.
- Они видят и нас, и наших подопечных с первого дня в школе. Для них это естественная картина. Дети могут мне похвастаться рисунком, попросить совета. Со взрослыми им интересно, и этот интерес переносится на ребят с РАС, - объяснила тьютор Яна Гаранич. - Недавно мы взяли с собой светящийся массажный мячик. Подошла девочка, и они с моей Лизой начали делать им друг другу массаж. Вскоре у них образовался целый салон!
Для эстафеты аутистов распределяют по командам поровну: все медлительные, кроме Димы. Тот бегает с удовольствием и от одноклассников почти не отличается. Разве что смотрит куда-то вбок, когда передает мяч. В пару с Димкой всегда встает внимательная Ева. Она не в обиде, если мальчик выворачивается: ему неприятно, когда трогают ладонь, лучше держать за запястье. Еву впору назначать еще одним тьютором, смеется Ирина Кутина:
- С точки зрения взрослых - это милосердие. То, к чему ты себя подвигаешь. А для детей это обычное дело. Им сказали, что некоторым одноклассникам понадобится помощь. И сразу нашлись те, кто захотел их патронировать. Объяснять, что такое аутизм, нужно скорее взрослым. У них сложились вредные стереотипы. Особенно у учителей: к доске вызывать, голос повышать, за проступки наказывать… У нас педагоги начальной школы прошли переподготовку и понимают специфику РАС.
Ирина Анатольевна и сама пересмотрела привычные подходы. Раньше она преподавала в старших классах. Узнала, что можно освоить прикладной поведенческий анализ, который позволяет работать с детьми-аутистами (и не только). И переучилась.
СОШ № 6 стала одной из двух школ Воронежа, где появились ресурсные классы для детей с аутизмом. Директор Владимир Гончаров поддержал идею, несмотря на опасения:
- Общество пока не замечает таких детей. Наши педагоги, родители и другие школьники могли их не принять. Однако отторжения не возникло. В начальных классах к необычным ученикам отношение трепетное, подростки тоже способны их понять. Проблема с образованием инвалидов существует во всей стране, и мы только начинаем путь - но есть понимание, что он правильный.
Осенью здесь пойдут в пятый класс дети с РАС, которые учились на дому, в интернате или коррекционной школе. Их мамы уже готовят почву - выступили на родительских собраниях и перед предметниками. Семьи обычных учеников иногда настроены негативно: учитель будет уделять аутистам больше внимания, обделяя остальных. Что мешает "специальным" детям ходить в специальную школу?
Прежде всего от коррекционных учреждений никто не отказывается. По ФЗ "Об образовании" родители вправе выбрать то, что лучше для их ребенка. И многие не хотят, чтобы аутист рос в тепличных условиях: во взрослой жизни их не будет. Кроме того, в Воронеже именно для обычных школ при поддержке фонда "Выход" начали готовить специалистов по прикладному поведенческому анализу. Этот метод широко применяют за рубежом, его эффективность научно доказана.
Расстройства аутистического спектра в мире уже имеет как минимум один ребенок из ста. По прогнозу организации Autism Speaks, к 2025-му их будут выявлять у каждого второго.
Чем отличаются люди с аутизмом
1. Им трудно взаимодействовать с людьми. Большинство аутистов не разговаривают. У них могут быть проблемы с фронтальным зрением. При этом аутист прекрасно видит "краем глаза" или даже "затылком". Их нервная система плохо фильтрует шумы. Фоновые звуки сильно утомляют, а слишком громкие и неожиданные - могут вызвать истерику.
2. У них ограниченные интересы - аутисты склонны зацикливаться на самых непредсказуемых темах.
3. Они ведут себя стереотипно, хотят все делать по инструкции. Мыслят предельно конкретно, не понимают сарказма, метафор и намеков.
Галина Полозова, мама школьника с РАС:
- Об аутистах много мифов: что они живут в своем мире, не смотрят в глаза, не хотят общаться… Однажды моего сына не взяли в игру во дворе: ребята подросли, им стало с ним неинтересно. Он сел спиной и переживал. У него такие же эмоции! Только они отражаются не всегда так, как мы привыкли. Аутист может трясти руками, раскачиваться, при стрессе - плакать и кричать, бить себя, вырываться из рук родителей, убегать… Эти проявления часто принимают за капризы, обвиняя мамочек в том, что они плохо воспитывают детей. Нас поучают на улице, в общественном транспорте, в магазинах... Пожалуйста, относитесь к чужой проблеме уважительно. И не обижайтесь на родителей инвалидов - нервы у них натянуты, как у участников войны. Если вы видите одинокого человека с признаками аутизма, который мычит, прыгает, падает, закрывает руками уши или глаза, кружится на месте или куда-то идет, - не пытайтесь его "исправить". Не приставайте с расспросами, не комментируйте его действия, не проявляйте бурных эмоций, не хватайте за руку. Говорите тихо, будьте доброжелательными и проследите, чтобы с ним не случилось ничего опасного. Не надо аутиста никуда уводить - запаникует! Родные наверняка где-то рядом и ищут его.