Трасса второй очереди трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" пролегла по территориям четырех субъектов ДФО: Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев. Уже при строительстве ВСТО-2 "Транснефть" поставила перед собой в качестве одной из основных задачу: не нанести вреда уникальной дальневосточной природе, сохранить экосистему лесов и - что немаловажно - рек. ВСТО-2 пересекает 41 водную преграду, более 502 малых водотоков. Всего на протяжении трассы построено 19 подводных переходов магистрального нефтепровода. Наиболее протяженные и сложные - через реки Зея, Бурея, Амур, Хор, Уссури. Например, длина линии через Амур - 30 километров.
- Технические и технологические решения, примененные при сооружении трубопровода, благодаря своей инновационно¬сти обеспечивают высокий уровень надежности и безопасности оборудования, - рассказывает генеральный директор ООО "Транснефть - Дальний Восток" Роман Ковалев.
И это действительно так. Единая система управления (ЕСУ) магистральным нефтепроводом отвечает в том числе за контроль основных параметров транспортировки нефти - рабочее давление, расход, температуру.
Чтобы снизить риск выхода нефти в местах подводных переходов и предотвратить возможное загрязнение водных объектов, ЕСУ регистрирует отклонения от нормативных показателей на всем технологическом участке. При необходимости выдается команда, секущие задвижки, которые расположены на противоположных берегах водной преграды, закрываются, и движение по нефтепроводу автоматически останавливается.
Еще одна умная система - обнаружения утечек и контроля активности - позволяет определять гипотетическую утечку нефти благодаря оптико-волоконному кабелю. Он проложен вдоль всего трубопровода, в непосредственной близости от него, и используется в качестве датчика. Этот датчик реагирует даже на самые незначительные колебания грунта и изменения его температуры, а потом сравнивает показатели на реальном объекте с эталонными. В случае расхождения данных система выдаст "тревожный" сигнал и очень точно определит место неполадки (погрешность не превышает пяти метров). При этом в диспетчерские "Транснефти - Дальний Восток", районных нефтепроводных управлений, а также в операторные нефтеперекачивающих станций (НПС) будет подан светозвуковой сигнал.
- Эта система позволяет контролировать любую активность вблизи нефтепровода - будь то работа техники или движение человека, - добавляет Роман Ковалев. - Таким образом фиксируются любые отклонения от нормативов, в том числе сейсмическая активность.
Одной из самых действенных природоохранных мер на трубопроводной системе ВСТО-2 стало использование резервуаров с плавающей крышей. Это помогает минимизировать испарения нефти.
- Кроме того, на технологических объектовых автозаправочных станциях ввели систему рециркуляции паров, - объясняет начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования ООО "Транснефть - Дальний Восток" Леонид Тубольцев. - При сливе топлива из автоцистерны в подземные емкости работники технологических АЗС подключают к этой же цистерне трубопроводы для обратной закачки в нее образующихся в подземных емкостях паров. Это позволяет на 60 процентов сократить поступление в атмосферу загрязняющих веществ.
А в целях минимизации воздействия на водные объекты нефтеперекачивающие станции
ВСТО-2 оснастили сооружениями для очистки сточных вод до уровня, при котором допускается их сброс в водоемы рыбохозяйственного значения. Таким образом, богатой речной системе регионов Дальнего Востока не наносится вреда.
С момента образования дальневосточной "дочки" ПАО "Транснефть" предприятием разработан системный подход к вопросам охраны окружающей среды. Был создан отдел экологической безопасности и рационального природопользования, а в филиалах - районных нефтепроводных управлениях "Белогорск" и "Дальнереченск" - соответствующие службы. Эти структуры и занялись контролем соблюдения природоохранного законодательства по всем направлениям.
Об эффективности их работы говорит хотя бы тот факт, что и в период строительства трубопровода, и за все время эксплуатации ВСТО-2 не было выявлено ни одного случая превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ по проверяемым компонентам.
- Экологический мониторинг на предприятии осуществляют три аккредитованные лаборатории, - рассказывает Леонид Тубольцев. - Они укомплектованы квалифицированными кадрами и оснащены современным оборудованием. Основная задача лабораторий - проведение химических и физико-химических анализов. Постоянно и скрупулезно проверяются природные и сточные воды, почва, донные отложения, атмосферный воздух.
В 2016 году на объектах ООО "Транснефть - Дальний Восток" получили 3170 проб, из них 2609 - своими силами и 561 - от сторонних организаций.
Такой жесткий контроль позволяет реально оценить влияние на окружающую природную среду - и в процессе эксплуатации объектов ВСТО-2, и при чрезвычайных ситуациях.
На предприятии делают все, чтобы не допустить нештатных ситуаций, при этом одновременно поддерживают полную готовность к эффективной ликвидации их последствий. Например, в постоянном режиме функционирует флот, в состав которого входят работающие в акватории Амура специализированные катера. Помимо этого функционируют особые подразделения, оснащенные боновыми заграждениями для работы в летних и зимних условиях, нефтесборщиками, емкостями для временного хранения углеводородов, установками для утилизации отходов и спецтехникой.
Большое внимание уделяется повышению квалификации сотрудников, обучению их действиям на случай ЧС. Для этого в "Транснефти - Дальний Восток" ежегодно проводят сотни учебно-тренировочных занятий по ликвидации последствий возможного аварийного разлива нефтепродуктов.
Эта работа приводит к ожидаемым результатам: с момента ввода в эксплуатацию объектов ООО "Транснефть - Дальний Восток" на них не было ни аварий, ни инцидентов. В 2015 и 2016 годах предприятие удостаивалось звания "ЭкоЛидера" Хабаровского края. Проект общества о мерах обеспечения экологической безопасности и программа энергосбережения признаны лучшими среди аналогичных разработок крупных компаний региона. Сыграло роль и то, что предприятие проводит компенсационные мероприятия в природоохранной сфере. Например, выпускает молодь рыб в реки Амурского бассейна (в 2017 году запланировано "отправить в большое плавание" 1,7 миллиона мальков кеты, амурского осетра и сазана), ведет мониторинг тисов, гнездовий аистов, пересадку краснокнижных растений.
В 2016-м в "Транснефти - Дальний Восток" был проведен ресертификационный аудит на соответствие деятельности требованиям международного экологического стандарта ISO 14001:2004. По результатам аудита установлено, что "проверенные значимые процессы и деятельность спланированы, управляются, оцениваются и постоянно улучшаются в соответствии с требованиями стандарта предприятия". Получены международные сертификаты.
Но еще более важные сертификаты предприятию выдает сама природа. В январе 2016 года приморский участок второй очереди магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" облюбовали уссурийские тигры. Еженедельно в Спасском районе Приморья сотрудники службы охраны фиксировали в темное время суток краснокнижных хищников в зоне действия нефтеперекачивающей станции №40.
- Это далеко не первое появление тигров в районе объектов ВСТО-2, - напоминает Леонид Тубольцев. - Их многочисленные следы были отмечены около НПС №36 в Хабаровском крае, а также НПС №41 в Анучинском районе Приморья у села с говорящим названием Тигровое.
Как известно, полосатым кошкам нужны довольно обширные охотничьи территории. ООО "Транснефть - Дальний Восток", строя и эксплуатируя трубопровод, бережно сохраняет ареалы обитания животных и растений. А годами экологии здесь считают и все предыдущие, и все последующие. Даже если называются они по-другому.
На правах рекламы