Бывший автогонщик собрал в Перми коллекцию старинных машин

Необычные автомобили с выпученными фарами или с крыльями умопомрачительной формы - завсегда объект пристального внимания: "Смотри-смотри!" - говорят друг другу прохожие, завидев их на дороге. Между тем автомобили "в возрасте" в Перми можно увидеть довольно часто - будто где-то в городе открыт портал в прошлое. Всех их наперечет знает пермяк Александр Черепанов, посвятивший себя созданию в краевой столице музея ретроавтомобилей.

Задатки фаната

- Детство мое прошло среди профессиональных шоферов, очень добрых и отзывчивых людей. Соседями были водители бензовоза, автобуса, скорой помощи. Наверное, постоянный запах бензина и дорожная романтика меня и затянули, - рассказывает Александр Черепанов.

Про себя он говорит, что имеет два образования. Первое - "дворово-гаражное", второе - диплом автодорожного факультета Пермского политехнического университета. С детства помогал соседям чинить железных коней, да так навострился, что в 15 лет собрал двигатель "Москвича-412". Александр знал даже, как хитро поставить игольчатый подшипник в коробке передач, чтобы все заработало.

 После университета - работа в республиканском инженерно-техническом центре, который занимался внедрением в гоночное двигателестроение закрытых технологий. Здесь Черепанов подружился с известными технарями от автоспорта и побывал по долгу службы на "Ижмаше", АЗЛК, в Тольятти, даже в Вильнюс, к самому Стасису Брундзе, 10-кратному чемпиону СССР по ралли, съездил.

Пробовать себя в автогонках Александр начал в студенчестве. Не забыл, как давить на газ, и после окончания вуза - участвовал в Кубке России по ралли.

- Позже, в Перми, я открыл первый на Урале центр ремонта автоматических коробок передач. Примерно тогда же побывал в Германии, где увидел настоящий автомузей. И это меня зацепило! - вспоминает он.

Когда автогонщик повесил шлем на гвоздь, то решил собственноручно собрать "Москвич-ИЖ-ралли", который раньше делали в Ижевске для сборной СССР. Молва о задумке разнеслась по друзьям и коллегам, они и помогли мастеру найти необходимые для автомобиля детства детали. Первый выезд состоялся 19 апреля 2013 года на московском международном Rally Masters Show.

С миру по нитке

После этого Александр начал последовательно реализовывать свою задумку создать музей ретроавтомобилей, где могут экспонироваться редкие машины его коллег.

- Я понял, что речь может идти о сотне ретроавтомобилей! Поэтому в 2014 году пришел в краевой минкульт и попросил помощи. Меня направили в краеведческий музей, при его поддержке мы организовали выставку и собрали более 50 экспонатов. Эти красавцы месяц стояли на диораме и радовали пермяков, - вспоминает Александр.

Выставку посетило более 22 тысяч человек, и не только из Перми. На волне популярности Александр начал искать уже собственную площадку для экспозиции, но этот опыт поначалу трудно было назвать успешным. Как только музей триумфально открыл двери, случилось несчастье - частично обрушились межэтажные перекрытия. Собственник помещения затеял тяжбу. Суды продолжаются до сих пор и отвлекают автофаната от главного дела жизни.

Но упорство Александра все же принесло плоды - нашлось помещение с приемлемыми условиями аренды. Вывеска "Ретро-гараж" появилась на дверях здания в Камской долине, на улице Спешилова, 107.

И старость, и радость

Сегодня музей готов экспонировать треть коллекции, но и этого, как говорится, за глаза. Особенно если гулять с экскурсоводом. Вот, например, "Победа ГАЗ М-20" - персональный автомобиль Михаила Субботина, бывшего директора завода № 36 им. Сталина. Машину в свое время выкупил водитель "большой шишки", позже его сын передал экспонат в музей. Сейчас автомобиль можно оценить чуть ли не в миллион рублей, ведь все в нем "родное", включая обивку салона.

 Многие экспонаты на ходу и могут участвовать в городских автопробегах. Их номерные знаки блестят новизной - машины поставлены на учет. Потому за часть коллекции приходится платить налог.

- Нам принадлежат не все автомобили. Мы разрешаем владельцам бесплатно хранить их в обмен на право показывать посетителям, - объясняет Александр.

В музее звучат песни советских времен, а по рядам автомобилей можно гулять, как по историческим эпохам. Где еще увидишь "Чайку", чьи чертежи полностью уничтожили во время горбачевской перестроечной борьбы с привилегиями? На днях машине исполнилось 50 лет. О юбилеях своих стальных питомцев Александр не забывает.

Широко известный в узких кругах

Об уникальном пермском музее многие в нашей стране и не слыхали, в то время как он широко известен за рубежом. Во многом благодаря ралли Пекин - Париж, которое в 2016 году прошло по территории Прикамья.

- Европейцы в восторге от нашего автопарка. Приезжают, изучают автомобили, делятся впечатлениями с друзьями. Так и растет слава музея. Достаточно посмотреть книгу отзывов - сколько там языков! Везут подарки - автомобильные номера, - рассказывает Александр.

Есть и другие презенты. Часть из них помещается в кабинете Черепанова - книга "Запорожец ЗАЗ-96" и древние "Каталоги запчастей". Некоторые подарки стоят на улице и за зиму превратились в сугробы - ретрогрузовик и пять легковых автомобилей ждут весны, чтобы показаться посетителям.

- Мы сотрудничаем с Пермским политехническим университетом, его студенты помогают с экскурсиями на иностранных языках. Нас приглашают на мероприятия в честь Дня Победы. С удовольствием принимали детей из пермского онкодиспансера, суворовцев пермского военного училища, - говорит Александр.

 Многие предлагали выставить на площадке музея импортную технику, однако Черепанов отказался.

- Направленность у нас патриотическая. Из всех "иностранцев" - только один мотоцикл из Венгрии и один из Чехословакии. Своих показать места пока не хватает. Поэтому сначала нужно уважить отечественного производителя! - объясняет Александр.

Легендарные ветераны

Алый "Москвич-412" достался от 79-летнего пенсионера. Владелец, узнав об автомузее из телепрограммы, позвонил и предложил экспонат, который, правда, находился далековато - за две тысячи километров от Перми.

- Я возвращался из Эстонии с автогонок, остановился в кемпинге в Великих Луках и понял, что от этого "Москвича" меня отделяют каких-то 60 километров. Договорился с владельцем о встрече. Когда тот открыл старенький гараж, я увидел настоящего красавца! Хотел забрать его через несколько месяцев, но не вытерпел - приехал раньше. Сотрудники ДПС дважды останавливали по пути в Пермь, просили предъявить документы на этот подарок судьбы, - вспоминает Александр.

Почетное место в музее занимает и собранный мастером "Москвич-ИЖ-ралли", выкрашенный в классический оранжевый цвет и украшенный множеством наклеек с автогонок. Именно этот автомобиль "ведет" дневник в социальной сети.

В уголке разместилась легендарная "моргуновка" - двухместный автомобиль-мотоколяска, на такой ездили Трус, Бывалый и Балбес в фильме "Операция "Ы". Неподалеку грозный ГАЗ М1 - автомобиль сотрудников КГБ, печально знаменитый воронок.