- Детство мое прошло среди профессиональных шоферов, очень добрых и отзывчивых людей. Соседями были водители бензовоза, автобуса, скорой помощи. Наверное, постоянный запах бензина и дорожная романтика меня и затянули, - рассказывает Александр Черепанов.
Про себя он говорит, что имеет два образования. Первое - "дворово-гаражное", второе - диплом автодорожного факультета Пермского политехнического университета. С детства помогал соседям чинить железных коней, да так навострился, что в 15 лет собрал двигатель "Москвича-412". Александр знал даже, как хитро поставить игольчатый подшипник в коробке передач, чтобы все заработало.
После университета - работа в республиканском инженерно-техническом центре, который занимался внедрением в гоночное двигателестроение закрытых технологий. Здесь Черепанов подружился с известными технарями от автоспорта и побывал по долгу службы на "Ижмаше", АЗЛК, в Тольятти, даже в Вильнюс, к самому Стасису Брундзе, 10-кратному чемпиону СССР по ралли, съездил.
Пробовать себя в автогонках Александр начал в студенчестве. Не забыл, как давить на газ, и после окончания вуза - участвовал в Кубке России по ралли.
- Позже, в Перми, я открыл первый на Урале центр ремонта автоматических коробок передач. Примерно тогда же побывал в Германии, где увидел настоящий автомузей. И это меня зацепило! - вспоминает он.
Когда автогонщик повесил шлем на гвоздь, то решил собственноручно собрать "Москвич-ИЖ-ралли", который раньше делали в Ижевске для сборной СССР. Молва о задумке разнеслась по друзьям и коллегам, они и помогли мастеру найти необходимые для автомобиля детства детали. Первый выезд состоялся 19 апреля 2013 года на московском международном Rally Masters Show.
После этого Александр начал последовательно реализовывать свою задумку создать музей ретроавтомобилей, где могут экспонироваться редкие машины его коллег.
- Я понял, что речь может идти о сотне ретроавтомобилей! Поэтому в 2014 году пришел в краевой минкульт и попросил помощи. Меня направили в краеведческий музей, при его поддержке мы организовали выставку и собрали более 50 экспонатов. Эти красавцы месяц стояли на диораме и радовали пермяков, - вспоминает Александр.
Выставку посетило более 22 тысяч человек, и не только из Перми. На волне популярности Александр начал искать уже собственную площадку для экспозиции, но этот опыт поначалу трудно было назвать успешным. Как только музей триумфально открыл двери, случилось несчастье - частично обрушились межэтажные перекрытия. Собственник помещения затеял тяжбу. Суды продолжаются до сих пор и отвлекают автофаната от главного дела жизни.
Но упорство Александра все же принесло плоды - нашлось помещение с приемлемыми условиями аренды. Вывеска "Ретро-гараж" появилась на дверях здания в Камской долине, на улице Спешилова, 107.
Сегодня музей готов экспонировать треть коллекции, но и этого, как говорится, за глаза. Особенно если гулять с экскурсоводом. Вот, например, "Победа ГАЗ М-20" - персональный автомобиль Михаила Субботина, бывшего директора завода № 36 им. Сталина. Машину в свое время выкупил водитель "большой шишки", позже его сын передал экспонат в музей. Сейчас автомобиль можно оценить чуть ли не в миллион рублей, ведь все в нем "родное", включая обивку салона.
Многие экспонаты на ходу и могут участвовать в городских автопробегах. Их номерные знаки блестят новизной - машины поставлены на учет. Потому за часть коллекции приходится платить налог.
- Нам принадлежат не все автомобили. Мы разрешаем владельцам бесплатно хранить их в обмен на право показывать посетителям, - объясняет Александр.
В музее звучат песни советских времен, а по рядам автомобилей можно гулять, как по историческим эпохам. Где еще увидишь "Чайку", чьи чертежи полностью уничтожили во время горбачевской перестроечной борьбы с привилегиями? На днях машине исполнилось 50 лет. О юбилеях своих стальных питомцев Александр не забывает.
Об уникальном пермском музее многие в нашей стране и не слыхали, в то время как он широко известен за рубежом. Во многом благодаря ралли Пекин - Париж, которое в 2016 году прошло по территории Прикамья.
- Европейцы в восторге от нашего автопарка. Приезжают, изучают автомобили, делятся впечатлениями с друзьями. Так и растет слава музея. Достаточно посмотреть книгу отзывов - сколько там языков! Везут подарки - автомобильные номера, - рассказывает Александр.
Есть и другие презенты. Часть из них помещается в кабинете Черепанова - книга "Запорожец ЗАЗ-96" и древние "Каталоги запчастей". Некоторые подарки стоят на улице и за зиму превратились в сугробы - ретрогрузовик и пять легковых автомобилей ждут весны, чтобы показаться посетителям.
- Мы сотрудничаем с Пермским политехническим университетом, его студенты помогают с экскурсиями на иностранных языках. Нас приглашают на мероприятия в честь Дня Победы. С удовольствием принимали детей из пермского онкодиспансера, суворовцев пермского военного училища, - говорит Александр.
Многие предлагали выставить на площадке музея импортную технику, однако Черепанов отказался.
- Направленность у нас патриотическая. Из всех "иностранцев" - только один мотоцикл из Венгрии и один из Чехословакии. Своих показать места пока не хватает. Поэтому сначала нужно уважить отечественного производителя! - объясняет Александр.
Алый "Москвич-412" достался от 79-летнего пенсионера. Владелец, узнав об автомузее из телепрограммы, позвонил и предложил экспонат, который, правда, находился далековато - за две тысячи километров от Перми.
- Я возвращался из Эстонии с автогонок, остановился в кемпинге в Великих Луках и понял, что от этого "Москвича" меня отделяют каких-то 60 километров. Договорился с владельцем о встрече. Когда тот открыл старенький гараж, я увидел настоящего красавца! Хотел забрать его через несколько месяцев, но не вытерпел - приехал раньше. Сотрудники ДПС дважды останавливали по пути в Пермь, просили предъявить документы на этот подарок судьбы, - вспоминает Александр.
Почетное место в музее занимает и собранный мастером "Москвич-ИЖ-ралли", выкрашенный в классический оранжевый цвет и украшенный множеством наклеек с автогонок. Именно этот автомобиль "ведет" дневник в социальной сети.
В уголке разместилась легендарная "моргуновка" - двухместный автомобиль-мотоколяска, на такой ездили Трус, Бывалый и Балбес в фильме "Операция "Ы". Неподалеку грозный ГАЗ М1 - автомобиль сотрудников КГБ, печально знаменитый воронок.