- Недавно был по делам в Топкинском районе, и в двух километрах от деревни Листвянка, на территории заказника, увидел жуткое зрелище: на обочине лежала окровавленная туша лося с отрубленными конечностями, а рядом - след от снегохода, - рассказал корреспонденту "РГ" кемеровский предприниматель. - Видимо, животное жестоко убили, а затем подтащили к дороге, чтобы потом вывезти на машине.
Между тем это уголовное дело в регионе далеко не единственное. По данным обладминистрации, с начала 2017 года зафиксирована незаконная добыча семи лосей и тридцати косуль (для сравнения: в 2016 году - шестнадцати лосей и пяти косуль). В том же Топкинском районе от рук браконьеров погибла лосиха и две косули. Подозреваемых задержали, ущерб природе в размере 200 тысяч рублей был возмещен, но животные-то погибли.
А уголовное дело в отношении 57-летнего жителя Кировского района областного центра еще расследуется. Возле деревни Креково он убил и освежевал лосиху, которая вынашивала двух детенышей. Задержанный рассказал, что заметил животное, катаясь на снегоходе. В его доме нашли части туши и ружье, на которое у мужчины нет лицензии. Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Кемеровской области, сейчас проводятся экспертизы, по результатам которых будет решаться вопрос о возбуждении второго уголовного дела - по статье о незаконном хранении и ношении оружия. Впрочем, за убийство самки лося можно отделаться всего лишь штрафом. Как это произошло с 34-летним жителем города Калтан, который застрелил беременную лосиху в Новокузнецком районе.
На допросе браконьер рассказал, что вместе с другом возвращался из Алтайского края - с охоты. На ночевку остановились недалеко от поселка Сары-Чумыш. Утром, когда попутчик еще спал, мужчина увидел, что рядом с его машиной ходит лосиха, и достал ружье. Разделать добычу браконьер не успел: услышал шум проезжающих мимо автомобилей и скрылся с места преступления. Однако его задержали и изъяли охотничий карабин "Сайга". Вину мужчина признал, ущерб возместил, заплатив сорок тысяч рублей штрафа.
- Закон предусматривает за такие преступления до двух лет лишения свободы, но я, будь на то моя воля, наказание бы ужесточил, - признался главный государственный инспектор департамента охраны объектов животного мира Кемеровской области Александр Романов. - Ведь это же не охота, а убийство. Охотник вступает с животным в поединок на равных: кто кого перехитрит. А то, что происходит сейчас, совсем другое дело. С начала марта охота запрещена, поскольку копытные ждут потомства, которое должно появиться на свет в апреле-мае. К тому же лоси и косули сейчас бедствуют: снег глубокий, покрытый ледяным настом, по нему очень трудно передвигаться в поисках пищи. Поэтому каждый год мы в этот период их подкармливаем, чем браконьеры и пользуются: подстерегают животных прямо в местах кормежки, загоняют их на снегоходах, что категорически запрещено на охоте. И далеко не всех таких "охотников" удается поймать за руку.
Чтобы усилить охрану животных, в Кузбассе в этом году решили уточнить ареалы обитания лосей и косуль с воздуха. Это нужно для корректировки маршрутов патрулирования на территориях Горскинского и Салаирского заказников. К борьбе с браконьерами планируют привлечь и Росгвардию.
Охранять копытных в усиленном режиме будут, пока снег в лесу не растает. После этого животные начнут активно мигрировать в поисках пропитания.
На Алтае общественники и экологи бьют тревогу из-за разгула браконьерства. Последние годы ситуация складывается драматическая - диких животных просто некому защищать.
- С моей точки зрения, картина только ухудшается, - заявил "РГ" координатор группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защите леса регионального отделения ОНФ Алексей Грибков. - У нас всего-навсего двадцать охотинспекторов на весь край. Один инспектор отвечает за территории трех сельских районов, и он просто физически не способен эффективно выполнять свои обязанности. Поэтому о многих преступлениях никто никогда не узнает. И при этом количество сигналов о фактах браконьерства постоянно растет.
Так, на днях в Хабарском районе браконьер палкой забил косулю, пришедшую на подкормочную площадку. Снег до сих пор глубокий, весной на нем образовался наст. Косулям и другим копытным по такому снегу передвигаться очень тяжело, животные часто ранят ноги. Догнать их на снегоходе не составляет никаких проблем. В крае сейчас проводится акция с красивым названием "Спасем косулю", и люди делают подкормочные площадки для животных. Но вот охранять их некому.
- Сейчас от браконьеров особенно страдают копытные - лоси, косули, маралы, кабаны, - замечает Грибков. - Ситуация усугубляется тем, что самки копытных вынашивают потомство. И это уже не эмбрионы, а достаточно крупные плоды. К концу апреля - началу мая самки будут рожать детенышей, но многих убьют к тому времени. Браконьерство существовало всегда, однако раньше был некий баланс: браконьер пакостил, инспектор ловил. Когда служба охотнадзора была в федеральном подчинении, в штате Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай состояло 170 человек, а сейчас - на порядок меньше. А вот еще один показатель: в крае насчитывается 37 заказников, в советское время в них работало семьдесят егерей, а теперь осталось двадцать.
Общественники давно говорят о безобразном материально-техническом обеспечении защитников животного мира. Разве угнаться охотинспектору или егерю на стареньком "Буране" за злоумышленниками на "Ямахах" и джипах? А бензина на месяц выдается всего двадцать литров. Этого даже на один полноценный рейд не хватает.
Недавно в Республике Алтай взяли с поличным группу браконьеров, убивших архара - горного барана, занесенного в Красную книгу РФ. Охоту затеяли для коллекционера трофеев из города Владимира. Проводниками были двое местных жителей. Суд привлек к ответственности одного из проводников. Он оплатил штраф, и тем дело закончилось. Экологи написали запрос в прокуратуру.
- Нам ответили, что следствие установило следующее: гость из Владимира, спускаясь с горы, повредил ногу, передал ружье проводнику, и тот - якобы без спроса - выстрелил в архара, - вспоминает Алексей Грибков. - О том, что все трое потом разделывали тушу, вообще не упоминается. И как итог - нарушений процессуальных норм не установлено. В сознании правоохранителей браконьерство, видимо, не является серьезным преступлением. Подумаешь, ребята немного побезобразничали. Хотя уголовная статья за незаконную добычу редких видов животных предполагает наказание до семи лет лишения свободы.