30.03.2017 15:44
    Поделиться

    Как терский казак спичечные этикетки рисовал

    Как терский казак курильщиков всего мира просвещал
    Потомок терских казаков художник Александр Михайлов - довольно известная личность в мире искусства. Его работы, прежде всего речь идет о станковой графике в стиле офорта, хорошо известны коллекционерам живописи из Тбилиси, Черкесска, Ставрополя и других городов Кавказа. Однако настоящую славу и приличный достаток живописцу принесли... спичечные этикетки, а вернее, нарисованные мастером миниатюры.

    Окунулся в филумению

    - Однажды мне поступил заказ разработать для одного из заводов Кабардино-Балкарии этикетку для водки, - рассказывает, улыбаясь в широкую и роскошную бороду, Александр Михайлов. - Я сделал ее в древнерусском стиле и посвятил гуляниям на Масленицу. Заказчику такая идея понравилась, и когда предприниматели решили выпустить премиум-коллекцию, то им потребовалось разработать не только оригинальную этикетку и бутылку, коробку-упаковку, но и нарисовать спички. Так и началось мое знакомство с увлекательным миром филуменистики (филумения - это коллекционирование спичечных этикеток, коробок, буклетов, самих спичек и других предметов, с ними связанных).

    Первыми заказчиками выступили владельцы ресторанов национальной кухни - грузинской, армянской и осетинской, которыми так богат Кавказ. Затем стильные спички пожелали иметь ночные клубы, бензоколонки, университеты, таксопарки и прочие организации, стремившиеся изготовить оригинальную сувенирную продукцию. Ведь спички - это отличный маркетинговый инструмент для рекламы, так как стоят недорого и всегда на виду у целевой аудитории.

    - В начале 2000-х годов был настоящий бум на фирменные спички. Я и моя жена днями и ночами клеили коробки, фасовали и упаковывали спички, отправляли заказчикам. Сами не справлялись, и потому пришлось нанимать людей со стороны, - вспоминает Михайлов.

    Однако, так сказать, "спичечное счастье" продолжалось недолго - фабричные комбинаты из Балабанова и Череповца, сохранившиеся еще с советских времен, завалили рынок фирменных спичек предложениями, и клиентура перекочевала к фабрикантам. Кустари и творцы были вынуждены уйти с рынка рекламно-сувенирных спичек. И тогда Александр Михайлов решил заняться производством коллекционных спичек. Он стал рисовать спичечные этикетки исключительно для поклонников этого специфического вида искусства.

    - Данное направление мне гораздо ближе, так как здесь я не ограничен в творчестве. На небольшом клочке бумаги, размером пять на три сантиметра, могу изобразить рождение новой звезды, битву олимпийских богов с титанами, пейзаж... - говорит Михайлов.

    Закон жанра

    Впрочем, фантазия "спичечных" художников оказалась ограничена своими правилами и законами. Прежде всего, на спичечных этикетках нельзя изображать мельчайшие детали различных предметов, иначе рассмотреть их смогут только с помощью лупы. Кроме того, на этикетках желательно не делать сложные композиции и применять насыщенные цветовые решения - с тонами и полутонами. Из-за малого размера коробки все цвета сольются в пеструю массу.

    - Рисунок обязан быть ярким, броским и лаконичным. При этом этикетка должна не только содержать изобразительный ряд, но и нести информацию, которая бы дополняла рисунок. Например, нельзя просто поместить репродукцию известной картины "Утро в сосновом бору". Обязательно должна быть надпись, что-то в таком стиле: "В 1889 году художники Иван Шишкин и Константин Савицкий создали это произведение искусства, но владелец Третьяковской галереи вымарал фамилию художника, который нарисовал медведей". Вот только тогда спичечная этикетка заиграет, - говорит Михайлов.

    Спичечные коробки часто использовались для размещения юмористических шаржей, карикатур с пословицами и афоризмами. Отлично подходили спички для заучивания различных инструкций. После Гражданской войны в СССР вышла даже целая коллекция, посвященная уходу за огнестрельным оружием: трехлинейками, пулеметами Максима и Льюиса, револьвером Нагана. Отдельно выпускались антирелигиозные спички, которые высмеивали и обличали "жадных" священнослужителей.

    Весьма любопытна историческая серия. Хорошо расходятся коллекции как обрядовых кукол древних славян, так и портретов генералиссимуса. Трудность с фотографиями Сталина или Мэрилин Монро в том, что надо отыскать открытые источники, чтобы никто вдруг не заявил на снимки авторские права. Большой популярностью пользовались научно-популярные серии. И поэтому неслучайно в творческой копилке Александра Михайлова имеются такие коллекции спичечных этикеток, как "Русские самовары", "Рыбы всех морей и океанов", "Российские флотоводцы и полководцы". Кстати, в 2006 году они вошли в каталог лучших работ Всероссийского клуба филуменистов. Эксперты-коллекционеры отмечают, что в своих произведениях Михайлов синтезирует традиции русской школы живописи XIX столетия, современного дизайна и компьютерной графики.

    В 2014 году Творческий союз художников России наградил его бронзовой медалью "За вклад в отечественное изобразительное искусство", а недавно он получил и серебряную медаль.

    Жертва здорового образа жизни

    Однако признание художников-филуменистов страны не смогло оградить Александра Михайлова от пристального внимания правоохранительных органов. В 2007 году правоохранители почему-то разглядели в спичечной коллекции "Символы и знаки древних ариев" пропаганду экстремизма.

    - На одной из спичечных этикеток была нарисована древняя свастика, которая, кстати, довольно далека от нацистского символа, но этого оказалось достаточно, чтобы спички назвали "фашистскими", - вспоминает Михайлов. - Хотя крест с загнутыми под прямым углом концами - один из ранних орнаментальных мотивов, встречающихся на многих произведениях искусства древних культур Европы и Азии, в том числе Древней Индии. В античный период свастика изображалась на некоторых древнегреческих вазах, греческих и сицилийских монетах, позднее - на многих памятниках европейского средневекового и народного искусства. Впрочем, возникшая вокруг "арийских спичек" шумиха только сделала их еще более популярными, и, выпущенные малым тиражом, они сразу стали коллекционной редкостью.

    Конфликт с милицией закончился, к счастью, без последствий, но художник решил не искушать судьбу и переориентировался на выпуск менее скандальных коллекций спичечных этикеток. Они уже делались по заказам иностранцев. Одни названия сами говорят за себя: "Добро пожаловать в Манхеттен", "Ритуальные маски древних славян и индейцев" и "Самое известное лицо Америки".

    Художник реализует свою продукцию через интернет-аукционы филуменистов. Цены там колеблются от 30 до 500 тысяч рублей. Стоимость спичечной этикетки напрямую зависит от года выпуска и содержания. Однако сейчас продажи упали, и связано это не с экономическим кризисом, а со здоровым образом жизни.

    - Страна бросила курить в общественных местах. "Спичечная кормушка" приказала долго жить, - говорит Михайлов. Однако без дела сидеть потомок терских казаков не любит и организовал мастерскую по производству офортов - гравюр на металле.

    Для этого он собственными руками построил станок для глубокой печати, позволяющий получать оттиски с печатных "досок", и вытравливания изображений с помощью кислоты. Причем он печатает не только свои работы, но и произведения художников XVII века - Альбрехта Дюрера, Жака Калло, Рембрандта и других.

    Кстати

    Житель Евпатории Геннадий Кулигин начиная с 1969 года собрал коллекцию из 25 тысяч спичечных этикеток советских времен. Как правило, спичечные этикетки в Советском Союзе носили информационный характер, чаще всего это была разного рода пропаганда, а также социальная реклама и призывы к мерам безопасности. Однако выпускались и сувенирные спички - оформленные в один альбом, и наибольшей популярностью пользовались этикетки с иллюстрациями из книг. Кстати, коробок спичек в СССР стоил копейку. Сейчас на электронных аукционах спичечные этикетки продаются по цене от 80 до 500 тысяч рублей.

    Поделиться