Целесообразность реализации проекта обуславливается инфраструктурными ограничениями действующего морского порта, прогнозируемым ростом дефицита мощностей портов СЗФО, ограничениями железнодорожной и автомобильной инфраструктуры на подъездах к портам Ленинградской и Мурманской областей, необходимостью комплексного развития Российской Арктики, а также рисками регулирования движения через проливы Черного и Балтийских морей.
Технической концепцией проекта, разработанной консультантом "ЛЕНМОРНИИПРОЕКТа", предусмотрена расчетная глубина операционной акватории и подходного канала в 16 метров, что позволит обеспечить круглогодичный прием и обработку судов дедвейтом до 100 тысяч тонн, а также создаст альтернативный маршрут движения экспортных и импортных грузов в Северную Европу и страны Юго-Восточной Азии.
Проект разрабатывался в рамках единой концепции межрегионального развития совместно с масштабным проектом по строительству железнодорожной магистрали "Белкомур", призванной обеспечить кратчайший выход к морскому сообщению промышленных территорий Урала и Сибири. Синхронный запуск проектов, а также реализация перспектив по строительству транспортных магистралей и коридоров в Арктической зоне создадут предпосылки для роста объема мультимодальных перевозок через Арктический бассейн, а также комплексного развития Севера России.
Для управления реализацией проекта в мае 2016 года при поддержке правительства области была учреждена компания "Арктический транспортно-промышленный узел "Архангельск". Перед ней поставлены задачи по разработке организационных, экономических и технических характеристик проекта, его согласованию с федеральными, региональными и муниципальными органами исполнительной власти, ведению переговоров с иностранными и российскими инвесторами об участии в реализации проекта.
В соответствии с направленным на согласование в Росморречфлот ходатайством (декларацией) о намерениях инвестирования в проект прогнозный грузооборот, сформированный преимущественно за счет экспортных товаров, составит 37,9 миллиона тонн в год к 2035 году.
Для освоения перспективной грузовой базы планируется строительство шести морских терминалов: минеральных удобрений, генеральных грузов, металла, навалочных грузов, нефтепродуктов и газового конденсата, лесных грузов. Реализация проекта предполагается на принципах государственно-частного партнерства по схеме заключения концессионного соглашения (механизм частной концессионной инициативы). Общий объем инвестиций в объекты порта составляет 146,7 миллиарда рублей в ценах соответствующих лет.