По мнению известного российского социолога профессора УрФУ, доктора философских наук Гарольда Зборовского, из этого человеческого свойства вытекают, по крайней мере, два вывода для муниципальных управленцев: люди заметят и незначительные изменения в качестве жизни, а сами эти изменения достижимы при минимуме ресурсов.
Интересная вещь, Гарольд Ефимович: рейтинги качества жизни не накладываются один в один на индексы счастья. Ну например, по рейтингам в нашей стране традиционно лидируют Москва и Питер, а вот по индексам счастья - иные города. В нашем федеральном округе жители Тюмени и северных городов считают себя более счастливыми, чем живущие в столице. Почему?
Гарольд Зборовский: Качество жизни - это понятие, содержащее в себе как объективную, так и субъективную составляющие. С одной стороны, это объективные показатели, связанные с уровнем развития производства, социальной, культурной сферой и прочим, а с другой - это восприятие людьми того, что они имеют. Если человек удовлетворен тем, чем располагает в своем городе или селе, это создает тот шарм, который мы называем хорошим качеством жизни.
Представления людей о качестве жизни, о наполнении этого понятия очень разные: у москвича - одни, у жителя Шалинского района или Шадринска - иные. Но и те, и другие могут быть одинаково удовлетворены или неудовлетворены качеством жизни, поскольку это определяется условиями, в которых человек живет. Например, в тайге он понимает, что не может иметь те же условия, что и в столице, но при этом может так же прекрасно ощущать себя, как москвич, только требуется для этого нечто специфическое. Есть это нечто - доволен жизнью, нет - не доволен.
Выходит, главное - удовлетворенность, субъективная оценка качества жизни?
Гарольд Зборовский: В общем, да. Но когда она ложится на наличие, скажем так, необходимого минимума: работы, жилья, образования, медицинского обслуживания.
А что это означает для муниципальных управленцев? К чему должно их подвигнуть?
Гарольд Зборовский: Прежде всего к изучению потребностей населения своего муниципального образования. Браться за решение каких-то проблем, исходя из собственных представлений, неправильно. Опираться надо на знания, причем обоснованные: исследования, анализ обращений людей, результаты встреч с жителями. Понятно, что муниципальное образование много чего не может: денег нет, полномочий - ноль, но демонстрировать стремление знать потребности людей, встречаться с ними и откровенно говорить, что мы можем, а что нет, важно очень.
Вам известны примеры таких дальновидных действий местной или региональной власти?
Гарольд Зборовский: Да. В Югре исследуют проблемы территорий, удовлетворенность людей той или иной сферой. В Березовском, под Екатеринбургом, в свое время, напомню, был главой города бизнесмен Брозовский. Он стремился знать, каковы реальные проблемы жителей, насколько они удовлетворены работой муниципальных структур и служащих.
Скажите, а что недооценивают, не учитывают муниципальные руководители, стремящиеся улучшить качество жизни в родном городе?
Гарольд Зборовский: Активность людей. Тут существует иллюзия: власть считает, что, когда население активно, оно больше видит недостатки, начинает выступать против этих недостатков и самой власти. Поэтому лучше, чтобы люди не были активными, поменьше знали… Но это, уверяю вас, заблуждение.
Сейчас под руководством заведующей кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления УрФУ Марии Певной мы изучаем волонтерство в Уральском регионе. Исследование показывает, что, когда люди активны - а волонтерство это, пожалуй, высшая форма проявления активности человека, ведь он помогает другим людям добровольно, они ощущают себя счастливыми. Понимаете, что происходит: сам волонтер становится удовлетворенным жизнью, поскольку востребован и занимается желанным делом, и одновременно повышает качество жизни тех, кто рядом.
Власти не надо бояться активности людей, напротив, необходимо идти на открытое сотрудничество с населением и давать ему возможность действовать. Активны - прекрасно! Помогайте им становиться волонтерами. Впрочем, в нашей стране тут создалась парадоксальная ситуация: с одной стороны, волонтерство - это добровольное, не зависящее от власти движение, с другой - волонтеров прибрала под свою крышу именно власть, кого-то даже подкармливает. Получается, что, с одной стороны, они добровольцы, с другой - зависят от власти во многих отношениях. Понятно, что это не те волонтеры, по преимуществу достаточно состоятельные люди, что действуют на Западе, но тем не менее, если дать возможность развиваться волонтерству в той форме, в какой оно хочет проявлять свою активность, создавать для него условия, это, повторюсь, позволит одним ощутить удовлетворенность, а другим повысить качество жизни. Вот почему муниципальным управленцам надо не забывать о волонтерстве, поддерживать его.
За несколько лет в стране, и в том числе на Урале, удалось устранить дефицит мест в детсадах, худо ли бедно, но людей переселяют из ветхих домов, больницы оснастили современной техникой - в общем, довольно много сделано, чтобы жизнь улучшилась. Но, наверное, есть проблемы, которые либо проявились недавно, либо еще не осознаны обществом, но начинают серьезно влиять на качество жизни в муниципалитетах?
Гарольд Зборовский: Безусловно. Основная из них - возможность получать качественное образование всех уровней, но особенно - высшее. Вы слышали, как, например, охарактеризовал ситуацию в Нижнем Тагиле глава города Сергей Носов? "Катастрофа!" 68% выпускников школ уезжают из города. Тагил столкнулся с парадоксальным феноменом: соревнование школ в отношении того, сколько выпускников уедут из Тагила. Понятно, что сначала на учебу. Откуда уезжают - хорошая школа, остаются - плохая. В чем дело? Центральная власть концентрирует высшее образование в крупных городах, города средние, а тем более малые, где есть вузы, никого сегодня не волнуют. Государство направило свои усилия на поддержание больших вузов, примерно пяти процентов от существующих. Остальные должны выживать и при этом быть эффективными: не сумеете - либо ликвидируем, либо сделаем филиалом другого вуза. С одной стороны, понятно, что высшее образование должно иметь хорошее качество, но с другой - если мы так ликвидируем вузы и филиалы в небольших городах, то лишим их будущего. Ровно это и случилось с Нижним Тагилом. Там был большой крепкий вуз: сначала он назывался пединститутом, а позже - Нижнетагильской социально-педагогической академией. Несколько лет назад приказом министра ликвидировали вуз как самостоятельный, сделали его филиалом екатеринбургского Российского профессионально-педагогического университета и сократили значительную часть бюджетных мест. Вуз опустел: туда перестали идти учиться выпускники тагильских школ. В пять раз упал прием: что это мы будем учиться в каком-то филиале? Ребята поехали в вузы других городов. Затем в три раза снизился конкурс в местный филиал УрФУ - и все: город лишился будущего. Ладно, это Тагил, где есть два крупных предприятия: металлургический комбинат и Уралвагонзавод. А если вуз исчезает в не столь промышленно развитом муниципальном образовании? Это двойная катастрофа: для такого города вуз сам является градообразующим предприятием, основой города. Нет вуза - нет молодежи. Нет молодежи - нет развития ориентированной на нее муниципальной и коммерческой сферы: учреждений культуры, досуга, спорта. Более того, проблема вуза для малого и среднего города - это проблема не только качества жизни, но и народонаселения.
Насколько я понимаю, политика федеральной власти определяется и деньгами: их недостаточно, чтобы финансировать вузы по всем городам, где они существуют или где их хотели бы иметь муниципалитеты или региональные власти: высшее образование - это же федеральный бюджет. Вот же еще в чем проблема!
Гарольд Зборовский: Да, но разрешимая. Как раз сейчас по гранту от Российского научного фонда мы ведем большое исследование, связанное с этой проблематикой. Идея заключается в том, чтобы связать вузы в некую нелинейную систему на уровне федерального округа, которая работала бы не сама на себя, а на макрорегион, решала его проблемы, а округ и субъекты Федерации, естественно, помогали вузам. Каковы пути и формы этих связей, кооперации, нам предстоит выяснить. Понятно, что для этого потребуется нормативная база, разработка регионального закона о высшем образовании. Пока такой закон принят только на уровне одного субъекта Федерации- в Казани. Для чего нужен такой закон? Для того чтобы наряду с федеральным региональные и местные бюджеты могли финансировать вузы. Если те будут что-то делать для региона и муниципалитетов, думаю, власти на это пойдут.
Игорь Холманских, полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе:
Совместная работа финансово-промышленных групп и региональных органов власти привели к положительному экономическому результату: рост производства в базовых отраслях промышленности составляет 0,6 процента. Для сравнения: российский показатель - 0,1 процента. Постепенно растут добыча нефти и газа, производство электроэнергии. Что тоже свидетельствует о "выздоровлении" экономики в Уральском федеральном округе. Экономический рост влечет за собой и социальный, повышение качества жизни людей в регионах.