Глава американской дипломатии в Брюсселе принял участие в первой встрече министров иностранных дел 28 стран Североатлантического альянса с момента вступления в должность Дональда Трампа. Европейцы беспокоятся о будущем своей коллективной безопасности, рассматривая главу Белого дома как изоляциониста. Тиллерсон дал понять, что США - самая мощная в военном отношении страна в мире, в 2018 году может потратить на нужды НАТО 639 миллиардов долларов за счет сокращения расходов на дипломатию. В таком случае Вашингтон обеспечит покрытие 68% совокупных расходов на оборону членов НАТО.
Вместе с тем Вашингтон серьезно беспокоит дисбаланс в "распределении финансового бремени" с его европейскими союзниками. Дональд Трамп еще до инаугурации потребовал, чтобы все страны НАТО сдержали данное ими обещание в качестве членов альянса и выделяли не менее 2% от валового внутреннего продукта (ВВП) на оборону. Европейские страны на саммите НАТО в Уэльсе в 2014 году обязались решить эту задачу в течение десяти лет. В настоящее время только пять стран-членов альянса, включая США, достигли этого показателя.
Судя по всему, отмечают наблюдатели, на встрече в Брюсселе в пятницу большинство министров иностранных дел стран-членов НАТО были не в восторге от того, что Вашингтон все более настойчиво требует от них выполнения финансовых обязательств. Отметим, что по прибытии в Брюссель Тиллерсон заявил: Европа должна "нарастить" военные расходы и инвестиции к 2024 году, настойчиво потребовав от тех стран, которые не вышли на уровень упомянутых двух процентов, "достичь конкретных результатов". Госсекретарь США сказал, что главы государств и правительств стран-членов НАТО должны были утвердить эту цель "для исполнения в обязательном порядке" во время саммита 25 мая в Брюсселе, где ожидается участие президента Трампа.
"Мы должны знать, что к концу года все союзники выполнят свои обязательства или реализуют программы, позволяющие достичь этой цели", - отметил в обращении к коллегам Рекс Тиллерсон. Он также предупредил, что "Соединенные Штаты больше не смогут нести непропорционально большую долю расходов на оборону НАТО". Они составляют 3,6% от американского ВВП. Рекс Тиллерсон заверил, что "президент и конгресс США поддерживают НАТО", как это было в момент его создания в 1949 году в самом начале холодной войны.
Госсекретарь США также призвал к усилению роли НАТО в борьбе против международного терроризма и боевиков ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки ИГИЛ). Тиллерсона поддержал только его британский коллега Борис Джонсон, чья страна - партнер Соединенных Штатов - уже достигла показателя в 2% расходов на оборону от своего ВВП. Джонсон призвал к необходимости "правильного финансирования НАТО". А далее Тиллерсон столкнулся с негативной реакцией со стороны других европейских коллег. Наиболее показательным в этой связи выглядело выступление главы МВД Германии Зигмара Габриэля, который выразил свой протест против достижения "этой нереальной цели". В свою очередь французский министр иностранных дел Жан-Марк Айро предостерег Тиллерсона от искушения "тратить деньги лишь для того, чтобы делать расходы".
На сторону европейских министров встал и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, который напомнил, что европейские военные расходы выросли в 2016 году на 3,8%. Он назвал Североатлантический альянс "жизненно важным" для Америки для Европы и заверил госсекретаря США, что "трансатлантические связи остаются сильными". Принимая во внимание достаточно жесткую линию поведения, выбранную Тиллерсоном в ходе общения со своими европейскими коллегами, несомненную интригу таит в себе то обстоятельство, какую тактику на саммите НАТО 25 мая выберет Дональд Трамп. Пока что его партнеров в Европе серьезно беспокоят сенсационные заявления главы Белого дома о поддержке Brexit и о том, что НАТО является "устаревшей структурой".