Это первая персональная выставка художника в Русском музее, где хранится значительная часть его творческого наследия. Выставка была приурочена к 130-летию со дня его рождения (2016), хотя открылась только сейчас.
Блестящий рисовальщик, мастер реалистического рисунка (кстати, любой художник начинается именно с рисунка, не освоивший рисунок - не художник), владевший всеми техниками графики, виртуоз линии, филигранно отделывавший каждую свою работу, будь то быстрая зарисовка для себя или заказной портрет. В экспозиции представлено более 150 его графических произведений - рисунки, акварели, офорты, литографии, а также живописные работы и письма художника. В отдельном зале демонстрируется документальный фильм о нем 1959 года. К выставке выпущен каталог.
Превосходно образованный, досконально знавший западное искусство и охотно делившийся своими знаниями с окружающими, Верейский являл собой тот ушедший тип петербургского интеллигента (хотя по рождению и был с харьковщины), которого всем нам очень не хватает в нынешние жесткие торгово-финансовые времена. Скромный, вечно недовольный собой, бесконечно ставивший себе все новые и новые графические задачи, невероятно благожелательный - таким его помнят, таким он встает со страниц своих писем. Недаром в страшные дни ленинградской блокады семья Георгия Семеновича удочерила осиротевшую маленькую дочь художника Сергея Чугунова Марину. Согласитесь, поступок по тем трагическим временам на грани подвига.
Так же, как все русские писатели вышли из шинели Гоголя, художник Верейский вышел из "Новой художественной мастерской" мирискусников, где занимался с 1913 года под руководством Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере и Анны Остроумовой-Лебедевой. Тем не менее, ученик вырос в совершенно самостоятельного мастера с собственной творческой манерой без каких-либо следов влияний учителей. А с 1915 по 1924 год на равных участвовал во всех выставках "Мира искусства" до самого прекращения его деятельности. Сколь тесно он общался с мирискусниками, говорит тот факт, что свою последнюю ночь перед отъездом в эмиграцию Мстислав Добужинский провел в квартире Верейского на Большом проспекте Васильевского острова, где Георгий Семенович прожил с 1915 до самой своей кончины в 1962 году. На этом доме академику Верейскому установлена мемориальная доска.
Графика мастера жанрово всеобъемлюща. Его портретные серии давно стали хрестоматийными. Это и круг "Мира искусства" ( А. Бенуа, М. Добужинский, Е. Лансере, Б. Кустодиев) и деятели отечественного искусства 1920-40-х годов (академик И. Орбели, Г. Уланова, Е. Мравинский, групповой портрет Кукрыниксов, В. Мухина, И. Шадр на фоне своего Рабочего, М. Волошин). В каждом портрете художник добивался не только формального внешнего сходства, но скрупулезно выявлял личность портретируемого. Верейского можно смело называть мастером психологического портрета. Но кроме портрета были еще и нескончаемые городские пейзажи ( пожалуй, до сих пор точно не установлено число видов из окна его квартиры на Большом проспекте), лирический сельский пейзаж, отдельно можно было бы выделить портрет в интерьере, где интерьер не просто фон, но действующее лицо. И всюду фантастическая подвластность мастеру всего инструментария графики: линия, штрих, пятно, соотношение белого и черного - все безупречно, все единственно возможно, все работает на цельность вещи. У каждой работы застываешь, чтобы попытаться понять, как это сделано.
Не пропустите выставку Верейского! Особенно это касается юных художников - у таких мастеров как Верейский стоит учиться постоянно. А выставка будет работать до конца мая, можно сходить не один раз.