- В глазах многих валютных трейдеров рубль все еще остается нефтяной валютой. Краткосрочной сильной зависимости рубля от нефтяных цен пока удается избежать, однако на средне- и долгосрочных временных интервалах эта зависимость все еще сохраняется. Мы полагаем, что в данном контексте рубль в течение апреля может быть весьма волатильным и подверженным влиянию весьма противоречивых тенденций, оставаясь в диапазоне 56-59 рублей за доллар.
Вчера же рубль уверенно пошел на штурм уровня в 56 рублей за доллар, обновляя вершины. Причин этому несколько. Во-первых, в ценах продолжает отыгрываться фактор снижения Центробанком ключевой ставки с 10% до 9,75%. Ключевая ставка в 10% была значимым психологическим уровнем для кредитного и валютного рынков, и ее снижение доказало, что, во-первых, монетарные власти России способны удерживать инфляцию на запланированном уровне, а во-вторых, ЦБ нацелен не только на сдерживание инфляции, но и на поддержку реального сектора с помощью более доступных кредитов.
Во-вторых, за последние три дня нефть Brent подорожала на три процента, и это также создает спекулятивный фон для укрепления рубля. В дополнение к этим факторам отсутствие внятной экономической политики у президента США Дональда Трампа и сложные взаимоотношения американского президента с конгрессом создают понижающее воздействие на доллар. Следовательно, у других мировых валют, в том числе и у российского рубля, есть шансы для роста.
Однако из всех причин столь существенного укрепления рубля самой важной мы можем назвать снижение процентной ставки Банком России вкупе с низкими инфляционными ожиданиями участников рынка. Тем не менее, мы ожидаем, что в апреле уровень в 56 рублей за доллар может оказаться сильным уровнем сопротивления для рубля. Вероятно, дальше рубль не будет готов укрепляться. Ведь цена на нефть Brent с начала марта понизилась почти на 7% на фоне неопределенности со сроками действия соглашения ОПЕК и независимых производителей нефти о сокращении ее добычи.
При этом в российском Минфине заинтересованы в покупке дешевых долларов для пополнения стабилизационных фондов государства. Эти два «медвежьих» фактора могут стать сильным препятствием для дальнейшего роста курса рубля к доллару, и даже вывести доллар на краткосрочный период на уровень в 60 рублей за доллар. В целом мы ожидаем, что доллар в апреле может колебаться в коридоре 56-59 рублей за доллар.
Вероятно, что цена на нефть Brent в апреле после почти месячной мартовской коррекции может снова подняться вверх на уровни в 54-56 долларов за баррель. Этому, кроме технических факторов, будет способствовать и ряд фундаментальных тенденций. Так, по оценкам международного энергетического агентства, мировой спрос на нефть восстанавливается после почти трехлетнего спада, в первую очередь в странах ОЭСР, Китае и Индии. Соответственно, сокращение добычи нефти ведущими производителями на фоне растущего спроса должно объективно способствовать высоким ценам на нефть.
Те факторы, которые оказывают негативное воздействие на цену черного золота, являются не столько фундаментальными, сколько спекулятивными. Как только на рынке появятся положительные новости, касающиеся продления соглашения ОПЕК, или новости о сокращении коммерческих запасов в США, они будут учитываться в биржевой цене сырой нефти.
Впрочем, пока сложно прогнозировать, с каких уровней начнется поход цены нефти на уровень в 54 доллара за баррель и выше: с текущих или нефти для возобновления роста нужно еще упасть до 50 долларов за баррель и даже чуть ниже, чтобы игроки рынка фьючерсов сочли эти уровни цен достаточно интересными для покупки фьючерсов на нефть.
Но если нефть снизится в цене до 50 долларов за баррель, не остановит ли это рост курса рубля? Не окажется ли уровень в 56 рублей за доллар несбыточной мечтой? Мы полагаем, что такое маловероятно. Дело в том, что еще в конце 2016 года рубль перестал аккуратно повторять движения нефтяной цены и начал жить своей достаточно независимой от нефтяного рынка жизнью. Сегодня для рубля, как и для большинства мировых валют, приоритетна макроэкономическая статистика и монетарная политика Центробанка.