Ледокол начали строить на британских верфях в 1915 году: несмотря на то, что шла Первая мировая война, Россия готовилась осваивать Арктику. Первоначально ледокол назвали "Святогор", он сошел со стапелей ровно сто лет назад и был в то время самым мощным в мире: скорость хода 15 узлов, мощность машин 10 тысяч лошадиных сил, водоизмещение 10,6 тысяч тонн.
31 марта 1917 года на нем был поднят Андреевский флаг.
Летом 1918 года "Святогор" принимал участие в обороне Архангельска от войск Антанты. Чтобы не дать кораблям противника войти в устье Северной Двины, было решено затопить два ледокола - "Святогор" и "Микула Селянинович". Эта мера не помогла: интервенты захватили город и расстреляли командира "Святогора" Николая Дрейера и моряков, участвовавших в затоплении. Позднее англичане смогли поднять ледокол со дна моря и в феврале 1920 года увели его в Великобританию безо всяких документов.
Вернуть ледокол Россия смогла лишь в 1921 году после долгих переговоров с Великобританией - их вели нарком внешней торговли Леонид Красин и академик Алексей Крылов. Роль наркома Красина в этих переговорах с 1927 года была увековечена новым именем корабля.
Через год "Красин" спас итальянскую экспедицию Умберто Нобиле к Северному полюсу. Сложнейшая операция продолжалась почти месяц и принесла ледоколу всемирную известность.
В годы Великой Отечественной войны "Красин" не раз принимал участие в полярных конвоях.
- "Ледокол "Красин" на сегодняшний день - единственное действующее судно, которое участвовало в Полярных конвоях, - говорит председатель региональной общественной организации "Полярный конвой Юрий Колесников. - Но "Красин" не только вез орудия и снаряды, на его счету два сбитых фашистских самолета, а также кругосветный морской поход продолжительностью 885 суток.
После войны "Красин" вернулся в состав Мурманского пароходства и работал трассе Северного морского пути.
Свой последний арктический поход "Красин" совершил в 1971 году, и в 1972-м ледокол, проработавший в общей сложности 54 года, переоборудовали в энергобазу и передали Мингеологии СССР. Ледовый путь "Красина" завершился в конце 1980-х, когда его вывели из эксплуатации.
Планы на дальнейшую судьбу легендарного ледокола были разные: его хотели продать за рубеж или распилить и утилизировать.
Но общественники добились установления для корабля музейного статуса.
В 1992 году "Красин" стал объектом культурного наследия: его зарегистрировали во Всероссийском реестре музеев и передали Международному фонду Санкт-Петербурга в статусе памятника истории государственного значения. Он пришвартован в Санкт-Петербурге у набережной Лейтенанта Шмидта. Ежегодно на борт корабля-музея ежегодно поднимаются около 40 тысяч посетителей.