Новости

02.04.2017 16:41
Рубрика: Власть

Арктика, сделано в России

Для северов разработана уникальная техника
Перед МЧС России стоит сложная, задача: расширяя свое присутствие в Арктике, обеспечить спасателей безотказной техникой российского производства. Цена даже малейшей ошибки в высоких широтах может равняться жизни.
 Фото: Тимофей Борисов/ РГ  Фото: Тимофей Борисов/ РГ
Фото: Тимофей Борисов/ РГ

Обычная пожарная техника для работы в условиях Севера не годится. Статистика неумолима: при температуре минус 35 поломок бывает в 10 раз больше, чем при нулевой температуре. При длительной подаче воды происходит замерзание воды внутри рукавов. И это серьезная проблема.

Инновационные разработки есть. Их в Архангельске показали главе МЧС Владимиру Пучкову. Он совместил участие в арктическом форуме с осмотром новинок и общением с участниками молодежного форума "Арктика. Сделано в России".

Направление конструкторской мысли понятно - вся техника должна работать в условиях низких температур до минус 60. Во-первых, спасателям нужны новые пожарные машины. По госконтракту ученые академии ГПС МЧС разработали АПМ-3. Это многоцелевой пожарно-спасательный автомобиль с установкой пожаротушения температурно-активированной водой. Он доедет из пожарной части до любого горящего объекта в самый лютый мороз, при этом ни цистерна, и ни один клапан не замерзнут.

А весь секрет - в инновационной жидкости, получившей название "температурно-активированная вода", сочетающей свойства текучести и образования мелкого водяного тумана.

То есть, сейчас арктические пожарные машины - это объекты с уровнем космических технологий. Это реально технологии 21 века, позволяющие отказаться от привычных пожарных стволов с дорогостоящими импортными насадками.

Сейчас пожарные машины, созданные для Арктики, - это объекты с уровнем космических технологий

Благодаря этой технологии, спасатели также осуществляют резку льда на реках Архангельской области с целью пропуска паводковых вод. Подобным образом могут быть освобождены от обледенения строительные конструкции, опоры мостов и ослаблены прилегающие к ним ледовые поля, а также ледовые переправы. Кстати, Архангельск - лидер по ледовым переправам.

Их в области - 138. На берегу Северногй Двины спасатели показали министру, как водой можно резать лед и безопасно пропускать ледоход без угрозы повреждения опор мостов и создания заторов на переправах.

Также, учитывая, что в Арктике невозможно подключаться к гидрантам и затруднен забор воды из водоемов, ученые придумали специальный погружной насос, который позволяет забирать воду на удалении до 100 метров и кавитационный насос, способный нагревать 2 литра воды до 70 градусов за одну секунду. Эти новинки применены на другой пожарной машине "ПСА-Север", созданной учеными из Якутии и академии МЧС и существующей пока в единственном экземпляре.

Кроме того, ученые академии совместно с Воскресенским электромеханическими заводом представили мобильную тепловую установку, которая предназначена для обеспечения аварийного и временного теплоснабжения и горячего водоснабжения на случай ЧС в Арктике.

Прогнозы показывают, что потребность в подобных новинках будет только расти из года в год. По статистике, за пять лет в Арктике снижено количество ЧС более чем на 20 процентов. Совершено более 6 тысяч поисково-спасательных работ, оказана помощь более 7,5 тысячи человек, количество пожаров снижено на 15 процентов, количество погибших на пожарах снижено более чем на 20 процентов, спасено более 14 тысяч человек.

В регионах Власть Безопасность Спецслужбы Правительство МЧС Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Архангельская область Арктика: битва за ресурсы Новости МЧС