В период Великого поста, который в этом году продлится до 15 апреля, многие отказываются от потребления продуктов, содержащих животные жиры, яйца, молочные продукты, а также алкоголь (кроме вина).
При этом наиболее охотно наши граждане переходят на крупы. Как отметила в беседе с "Российской газетой" заместитель гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Ирина Глазунова, объемы продаж этой продукции в стране традиционно увеличиваются примерно на 20 процентов. При этом основной спрос приходится на гречку и рис, чуть менее - на пшено.
В среднем рост спроса на постные продукты повышается на 10 процентов, отмечают представители торговых сетей, но с каждым годом этот показатель постепенно увеличивается.
"В этом году более всего выросла категория овощных консервов - зеленого горошка, кукурузы, фасоли. Она прибавила порядка 45 процентов, спрос на орехи и сухофрукты вырос на такой же показатель, - пояснила "РГ" директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ксения Бурданова. - Примерно на четверть стали больше покупать свежих овощей и фруктов, а также грибов и зелени".
Стабильно в пост увеличивается спрос на рыбу и морепродукты. При этом основной рост приходится на креветки, а из рыбы популярностью пользуется семга и форель.
Казалось бы, такой крен потребления должен влиять на цены, однако этого не происходит. По крайней мере в этом году. "Скорее наоборот, мы фиксируем снижение цен на гречневую крупу, - говорит Ирина Глазунова. - Как ни бились производители в стремлении удержать высокую планку, но большой урожай заставил их сбавить аппетиты". Если в августе прошлого года, к примеру, средняя цена килограмма гречки по стране составляла 94 рубля, то сейчас она упала до 83 рублей.
Что касается других продуктов, спрос на которые в пост увеличивается, то они если и растут в цене, то в рамках традиционного сезонного подорожания, говорит ведущий эксперт Плодоовощного союза Кирилл Лашин.
Мяса и колбасы россияне сейчас покупают меньше. "В среднем производство именно мясной компоненты в пост сокращается на 10 - 15 процентов на предприятиях, где производится только мясная продукция", - отмечает руководитель Центра экономико-аналитических исследований и IT-технологий ВНИИ мясной промышленности им. В.М. Горбатова Дмитрий Гордеев.
Универсальные предприятия, которые могут быстро перестраиваться под требования рынка, в дни поста даже увеличивают объемы производства за счет расширения ассортиментного ряда и введения постных продуктов. Например, вареников, пакетированной каши...
Что касается цен на мясо, то они, как правило, не претерпевают значительных колебаний, констатируют эксперты.
По алкоголю ситуация неоднозначная. Глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз говорит, что если брать статистику ежедневной продажи алкоголя по стране в целом, то она никак не меняется. "Никакой разницы нет, пост на дворе или праздник, что бы там ни говорили данные разных опросов, - поясняет он. - Но можно отметить, что продажи кагора в эти недели растут, причем значительно: минимум в 4 - 5 раз по сравнению с обычными периодами продаж".