"Коробка": правда жизни без мата на заборе

"Дубль дв@" начинает конкурсный показ фильма "Коробка" Эдуарда Бордукова. Это совсем не спортивное кино. Хотя одну из ролей сыграл экс-вратарь сборной России Руслан Нигматуллин, а с точки зрения спортивной зрелищности фильм, пожалуй, безупречен: камера оператора Павла Емелина - живая, динамичная, она азартна и способна "болеть", она вовлекает нас в неистовые ритмы футбольной схватки, замедляет мгновение и ускоряет ток крови.
 Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

В этом смысл дебют режиссера Эдуарда Бордукова очень обнадеживает: картиной правит молодежный тонус, но она волнует людей любого возраста. И не случайно с едва ли не каждого фестивального киноконкурса картина увозит главные призы: Уралкинофест (Екатеринбург), Sportfilmfestival (Палермо, Италия), Fest Sochi International Film Awards (Сочи), фестивали в Злине (Чехия), "Алые паруса" (Артек), "Липецкий выбор", "Амурская осень" (Благовещенск) и многие другие.

Конфликт в фильме разгорается вокруг "коробки" - дворовой футбольной площадки в одном из спальных районов Москвы. Ее давно оккупировала местная шпанистая молодежь, и прибытие "понаехавших" с Кавказа ребят принимается в штыки. Делить вроде бы тут нечего: играли на дворовом уровне - теперь могли бы играть на международном. Но вокруг "коробки" начинается сущая война, в которую вовлечены и млад и стар, и отцы и дети, и горячие московско-кавказские парни и их любимые девушки. Позиция автора картины проста и умна: нет "черных" и "белых", есть созидатели и разрушители, есть те, у кого сила, но ума не надо - и есть те, кто способен подняться над схваткой и осознать, к чему она может привести. О спорт, ты - прежде всего мир!

Так чисто спортивная на взгляд "Коробка" о семнадцатилетних героях нашего времени стала фильмом не только молодежным и остросюжетным, но и социальным, более чем актуальным высказыванием. Наиболее близорукие критики уже попеняли ей за четко выраженную тенденцию, за ясно проявленную авторскую мысль, а главное, за отсутствие среди заборных граффити матерных слов - мол, тут явное нарушение правды жизни. Между тем авторская позиция и мысль, которая выкристаллизуется в ходе действия, - непременные признаки серьезного искусства, а вот мат на заборах - он как раз не относится ни к какой правде жизни, кроме примитивнейшей, подножной, натуралистичной. И в этом смысле сценарий, блестяще написанный Эдуардом Бордуковым, не создан по принципу "что вижу - то и пою", а претворяет реальность в истинно художественную форму.

Эдуард Бордуков начинал как легкоатлет, он мастер спорта международного класса, выходил в финалы европейских кубков. Как он рассказывал на "Уралкинофесте", сюжет картины рожден сильными впечатлениями от событий на Манежной площади и вспышек национализма, которые часто сопутствуют международным состязаниям - от дворовых, любительских до профессиональных. Четкое разделение людей на "своих" и "чужих" и сопутствующие ему враждебные чувства, дай им волю, приводят к гражданским войнам. Фильм - о том, как понимание этой опасной грани может образумить людей в критическую минуту.

Съемки фильма шли среди хрущоб Северного Чертаново, и местное население всех возрастов активно за них "болело".

Подпишитесь на официальный канал онлайн-кинофестиваля "Дубль-дв@" в Telegram, чтобы ничего не пропустить!

4 мюзикла из 3 театральных столиц России Поделитесь впечатлениями о фестивале